Вопрос значения развития Мурманского транспортного узла для освоения Арктики станет одним из главных среди тех, что намерена поднять губернатор Мурманской области на предстоящем первом заседании комиссии правительства РФ по развитию Арктики, которое запланировано на 14 апреля. Об этом сообщила сама Марина Ковтун во время рабочей поездки на предприятие ФГУП «Атомфлот» в минувшую среду.

- Мы считаем этот проект абсолютно арктическим, - сказала глава региона. - И мы понимаем, что если сейчас не провести на западный берег Кольского залива железную дорогу, то таким компаниям, как «Новатэк», «Роснефть» и другим, будет очень сложно сформировать здесь свои базовые мощности.

Она заметила, что вопросы, которые предстоит обсудить на предстоящей комиссии, важны не только для Мурманской области, но и для Ямало-Ненецкого автономного округа. Напомним, сейчас там работают над реализацией амбициозного проекта «Ямал-СПГ». Он представляет собой интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа и предполагает строительство второго по мощности в России завода по производству СПГ производительностью 16,5 миллиона тонн в год на базе Южно-Тамбейского месторождения. Его доказанные запасы на сегодня оцениваются в 927 миллиардов кубических метров газа. Реализация этого проекта дала толчок созданию мощной транспортной инфраструктуры, одним из ключевых звеньев которой станет современный международный морской порт Сабетта. Все это в конечном счете призвано если не максимально, то значительно увеличить грузопоток через Северный морской путь. И здесь без участия Мурманской области и ее атомного ледокольного флота просто не обойтись.

- Ямал и Мурманская область - две точки, которые и соединят своей работой атомные ледоколы. И в таких проектах рождается межрегиональная кооперация, - заметила Марина Ковтун.

Поэтому еще один важный вопрос, который намерена поднять делегация Мурманской области, - перспективы строительства новых ледоколов. Некоторые из них уже обретают вполне зримые черты. Так, в августе 2012 года «Атомфлот» заключил договор с ООО «Балтийский завод - Судостроение» на строительство головного универсального атомного ледокола нового поколения проекта 22220. По своим техническим характеристикам атомоход сможет одинаково эффективно работать в устьях сибирских рек и на трассах Севморпути и покорять льды до трех метров толщиной. Кроме того, он станет самым мощным и большим в мире. А за счет увеличенной ширины - 34 метра вместо 30 на ледоколах типа «Арктика» - сможет проводить танкеры водоизмещением до 70 тысяч тонн. Закладка состоялась в ноябре 2013 года.

- По плану ходовые испытания головного атомохода намечены на декабрь 2017 года. Через два-три месяца пройдут ледовые испытания. И мы ожидаем, что к нашим причалам судно придет весной 2018 года, как раз к летней навигации, - рассказал губернатору генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша на борту атомохода «Советский Союз», с капитанского мостика которого Марина Васильевна осмотрела территорию предприятия. - Поступления двух следующих ледоколов серии намечено на конец 2019 и 2020 годов.

Вячеслав Рукша отметил, что как раз в эти годы выработают ресурс и начнут выводиться из эксплуатации ныне работающие атомоходы - «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Кроме того, новые суда позволят говорить о круглогодичной навигации по всей трассе Севморпути.

- Здесь нужно сказать спасибо и Марине Васильевне, и губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрию Кобылкину, которые отстаивали необходимость своевременного строительства этих судов, поскольку любое промедление могло привести к ледовой паузе. Когда одни суда уже выбыли из эксплуатации, а другие в нее еще не вошли, - добавил руководитель предприятия.

- Действительно, есть вопросы, сокращение финансирования в которых просто невозможно. И мы прекрасно это понимаем, - поддержала его Марина Ковтун.

Однако, по их словам, уже сейчас назрела необходимость проработки вопроса по строительству четвертого и пятого ледоколов, поскольку даже с учетом грядущего пополнения флота предприятию будет крайне сложно обеспечить перспективные интересы крупнейших нефтегазовых российских компаний, заинтересованных в освоении арктических путей в скором будущем. Этот вопрос также предполагается поднять на Арктической комиссии.

После осмотра предприятия губернатор провела совещание с его специалистами. Говоря о задачах такого органа, как Арктическая комиссия, Марина Ковтун уточнила, что в российском Арктическим регионе проживает 2,4 процента населения страны. Однако при этом уже сейчас Арктика обеспечивает порядка 15 процентов ВВП. Поэтому координация здесь просто необходима.

Екатерина КОЗЛОВА