Степень удовлетворенности северян уровнем оказания услуг кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество обсудили на днях в управлении Росреестра по Мурманской области. По данным организованного Агентством стратегических инициатив Национального рейтинга инвестиционного климата, ряд показателей в этой сфере у нас отстает от среднероссийских.

- Вопрос это серьезный, он находится на контроле у губернатора, - подчеркнула ведущая совещание руководитель управления Софья Наймушина.

Определенная работа для улучшения ситуации, отметила она, уже проведена. К ней, в частности, подключили многофункциональные центры, на площадках которых оказываются и услуги Росреестра. Положительные результаты имеются. Но есть что обсудить для роста показателей.

Услуги Росреестра и Федеральной кадастровой палаты, как сообщила руководитель МФЦ Мурманской области Ольга Ярыченко, в силу их востребованности стали оказываться одними из первых. Динамика роста стремительна. Скажем, если в 2013 году областной МФЦ оказал 678 услуг по регистрации прав на недвижимое имущество, то за восемь месяцев текущего года - уже свыше 13 тысяч. Причем рост в сравнении даже с аналогичным периодом прошлого года составил 153 процента. А в целом по области с января по август включительно было оказано около 34 тысяч подобных услуг. Следует отметить, что только в этом году более 60 сотрудников многофункциональных центров региона прошли обучение по оказанию услуг Росреестра.

Иначе говоря, внешне ситуация выглядит вполне благополучной. Но чем же тогда недовольны граждане? Тут следует учесть, что в оказании почти любой государственной услуги участвует ряд ведомств, из которых запрашиваются необходимые данные, справки, формуляры. Образно говоря, кто-то пришивает рукава, кто-то карманы, кто-то пуговицы. А оценивается готовый костюм в целом: ладно ли сшит и в какие сроки. И это вполне логично. Но коли в итоге костюмчик плохо сидит, надо выяснять, кто же все-таки напортачил.

Скажем, по показателям услуг, оказываемых Федеральной кадастровой палатой, наш регион в национальном рейтинге АСИ пока отстает от лучших по стране. Причины подобной неудовлетворенности заявителей проанализировали специалисты филиала ФКП по Мурманской области.

Граждане недовольны сроками предоставления услуг и степенью их доступности в электронном виде. Однако по этим показателям собственно наш филиал кадастровой палаты оказывается очень даже на высоте. Его специалисты укладываются в норматив, который будет введен только с будущего года, - не более пяти рабочих дней. Действующая норма - не более десяти рабочих дней. Около 65 процентов услуг оказываются в электронном виде. И это тоже очень высокий показатель. Да и процент ошибок у нас ничтожный.

Так где же тогда негативные факторы? Они есть. По мнению специалистов кадастровой палаты, слабое звено - межведомственное информационное взаимодействие. Многие органы местного самоуправления не используют электронные сервисы или используют их недостаточно активно. И запросы им приходится направлять на бумаге. А это лишние время и хлопоты.

Так что, как отметили на совещании, сокращать надо в первую очередь сроки тех процедур, которые предваряют услуги собственно органов Росреестра и кадастровой палаты.

- На уровне взаимодействия с муниципалитетами пока наблюдается некий провал, - согласилась с представленными выводами заместитель министра развития промышленности и предпринимательства региона Татьяна Русскова. - Эта работа должна быть активизирована. Отчасти играет роль и неорганизованность самих заявителей.

Она имела в виду граждан, являющихся за документами не в день их готовности, а, скажем, через неделю, когда им удобно. Но ведь потом в срок оказания услуги включают и эту мнимую задержку...

В общем, как ни банален этот вывод, но нужно быть взаимно вежливыми, прилагать усилия каждому на своем месте. И тогда тяжеловесная машина выдачи различных государственных бумаг мало-помалу наберет обороты и перестанет давать сбои.

Игорь ЯГУПОВ