Зарплата учителя должна рассчитываться в зависимости от сложности и качества его работы. Такой подход предлагает законопроект, вносящий изменения в закон «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности в Мурманской области». Его представила на прошедшем заседании думского комитета по образованию, науке, культуре, делам семьи, молодежи и спорту министр образования и науки области Наталия Карпенко.

В федеральном законе «Об образовании» нет деления общеобразовательных организаций на школы, гимназии и лицеи. Все виды учреждений равны перед законом, а потому оснований повышать зарплату учителям гимназий или лицеев нет. А вот сложность педагогического труда теперь должна учитываться.

За работу учителя в классах профильного обучения предполагается повышение оклада на 20 процентов, предпрофильного - на 10 процентов, с углубленным изучением отдельных предметов - на 10 процентов. Именно на эти цели пойдут деньги, «снятые» с окладов лицейских и гимназических педагогов. Из этих же средств предполагается повышение окладов всем учителям (до 6837 рублей) и воспитателям (до 6488), а также увеличение фондов оплаты труда за работу общеобразовательной организации в режиме ресурсного центра.

Законопроект устанавливает региональный норматив финансового обеспечения обучения детей, которые болеют более трех недель, но при этом не являются инвалидами. Раньше бремя оплаты «больничных» учителей несла школа, теперь для этой цели выделяются дополнительные средства. Изменения в законе будут стимулировать профессиональный рост педагогов, так как увеличивается коэффициент за их квалификационную категорию.

Депутат Надежда Максимова попросила наглядно продемонстрировать, как изменится зарплата школьного учителя и преподавателя гимназии с учетом всех стимулирующих надбавок. Министр образования пояснила, что оплата педагогического труда зависит от многих факторов, в том числе и учебных показателей обучающихся. Решения о размере стимулирующих надбавок принимает руководство образовательного учреждения. Дать некую усредненную цифру по зарплате очень сложно.

В современных условиях отличие гимназии или лицея от школы сохраняется в основном в названиях учреждений. Так, дети младших классов во всех образовательных организациях учатся по одним стандартам. Разницы в работе учителя начальных классов гимназии или школы нет. Стираются различия в обучении в среднем и старшем звеньях различных видов образовательных учреждений, что отражается на показателях. Все больше выпускников обычных школ набирают на ЕГЭ 100 балов. К примеру, ученик, который сдал в этом году три экзамена на высший балл, закончил отнюдь не лицей или гимназию, а оленегорскую школу.

- Как будут рассчитываться зарплаты сельским учителям? - спросила председатель комитета Лариса Круглова.

- Малокомплектные школы финансируются по факту, а не по количеству учащихся, - пояснила заместитель министра образования и науки Екатерина Панькова. - Законопроект предполагает повышение фонда оплаты труда этой категории педагогических работников.

Подход к финансированию сельских образовательных учреждений, не зависящий от количества детей, заложен еще в одном представленном законопроекте. Он касается малокомплектных детских садов.

Депутаты согласились с необходимостью представленных проектов законов и рекомендовали думе принять их в первом чтении.

Анна ЗАЙЧЕНКО