МУРМАНСК. Сегодня в региональном правительстве состоялось заседание штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на территории Мурманской области под председательством заместителя губернатора региона Евгения Никоры.

Повод серьезный – временный «конец света» в областном центре 8 ноября. Внезапная авария обесточила многие дома Мурманска, встали троллейбусы, погасли светофоры, на дорогах образовались пробки гораздо больше обычного.

В Интернете появились слухи о пожаре или взрыве. На самом же деле на оборудовании подстанции № 5 филиала МРСК Северо-Запада «Колэнерго» произошло короткое замыкание. Именно поэтому мурманчане могли видеть яркие вспышки и дым.

Точная причина аварии пока не установлена, но по предварительным данным это произошло из-за магнитной ленты видеокассеты, которая оказалась на проводах линии электропередачи в районе улицы Книповича. Несовременный носитель информации кто-то, возможно, решил использовать не по назначению. Но безобидная шалость обернулась серьезными последствиями.

Евгений Никора подчеркнул, что износ сетей не мог стать причиной этой аварии:

- МРСК Северо-Запада постоянно занимается и капитальным, и текущим ремонтом. Если бы ситуация была иной, у нас бы не возникло вопросов, сразу был бы понятен виновный в случившемся.

В ходе совещания замгубернатора обратил внимание на важность своевременного и достоверного информирования населения о подобных ситуациях, потому что в глобальной сети сразу стали всплывать версии о причинах, которые действительности не соответствовали.

И в этом направлении работа просто обязательна, причем, не только в отношении жителей города. Ведь совещание показало, что и между многими службами не налажено взаимодействие. К примеру, представители АО «Электротранспорт» уже не первый раз не могут оперативно узнать, в чем причина перебоев со светом.

- 8 ноября у нас впервые погасли сразу три подстанции, три диспетчерских пункта. Так вышло, что в зоне аварии оказались троллейбусы всех маршрутов, и все встали, - рассказал генеральный директор АО «Электротранспорт» Сергей Коробков. - Это уже четвертая крупная авария за год. Но каждый раз мы не можем получить от «Колэнерго» информацию хотя бы о масштабе происшествия, чтобы понимать, как нам дальше действовать.

К счастью, на помощь парализованным троллейбусам выдвинулись автобусы, а потом и сами «рогатые» ожили. А вот регулировщики поспели не на каждый перекресток с оживленным движением, поэтому пробки уменьшились нескоро.

- Могло возникнуть впечатление, что аварийные бригады не сработали, но это не так. Они вовремя выдвинулись, но из-за заторов на дорогах не везде могли успеть, хотя многие спешили как раз сделать все, для устранения пробок, - сказал Евгений Никора.

Из-за этого парадокса на совещании приняли решение о том, что теперь в городе будут регулярно проходить тренировки, где все службы смогут отрабатывать взаимодействие в подобной ситуации.

Из-за аварии у жителей города могли выйти из строя электроприборы. Пока жалоб не поступало, но если они появятся, ущерб будет возмещен. Обращаться следует в АО «МОЭСК» или в «Колэнерго».

- Электроснабжение такого региона, как Мурманская область, для нас имеет огромное значение, особенно с учетом здешних климатических особенностей. К сожалению, приказом нельзя отменить все короткие замыкания и аварии. Но мы должны выполнить все мероприятия, которые способствуют локализации поврежденного участка, минимизации последствий отключений, максимально быстрому запитыванию потребителя, в первую очередь социально значимых объектов, - отметил первый заместитель генерального директора ПАО МРСК Северо-Запада Игорь Кузьмин. - В результате расследования случившегося к концу следующей недели мы подведем итоги, сделаем выводы по работе «Колэнерго». Проверим остальные центры питания. Мы должны убедиться, что ситуация с подобными вспышками больше не повторится ни на этой подстанции, ни где-либо еще. Также мы обратимся в правоохранительные органы, чтобы выяснить точную причину и, возможно, найти виновного. Заявление уже подготовлено.

Как заверил Игорь Кузьмин, оставшиеся незначительные повреждения оборудования к завтрашнему дню будут устранены. Ремонтно-восстановительные работы проходят по ночам – в период наименьшей нагрузки.

Анна ВИХРОВА.

Читайте еще в "Мурманском вестнике": Арктика в законе