Не знаю, только ли у меня открывшийся чуть более месяца назад в Мурманске Центр управления регионом стойко ассоциируется с Центром управления полетами? Думаю, нет. И может, дело не только в звучании, но и в функционале: ЦУР координирует движение нашей области в будущее, подобно тому как ЦУП Роскосмоса - движение космических спутников и ракет. Что представляет собой Центр управления регионом, какие задачи выполняет и как облегчает жизнь нам, северянам, мы разбирались с его руководителем Алексеем Медведевым.

Работа в двух направлениях

Для начала напомним, что Центр управления регионом, открывшийся в Мурманске 10 ноября, создан по поручению президента РФ. Если попросту, то это координационный орган, призванный обеспечить прямую и эффективную коммуникацию жителей и власти для быстрого решения насущных проблем и предотвращения их в будущем. При этом ЦУР не просто собирает, обрабатывает и анализирует обращения людей, но и помогает выстроить взаимодействие между органами власти таким образом, чтобы это помогало эффективному решению поступающих от населения вопросов.

- Прежние схемы взаимодействия власти и населения подразумевают в том числе и возможность обращаться через сайты органов власти. Но стоит учитывать и современные тренды, - поясняет Алексей Медведев. - Сейчас все больше людей пользуются социальными сетями. И это очень удобно - оставить какое-либо сообщение в сообществе в соцсети. Поэтому наша задача - обеспечить эту самую прямую коммуникацию между жителями и властью на дополнительных площадках, которые удобны гражданам, регламентировать эту работу и выстроить именно оперативное реагирование.

Как же работает ЦУР? Немного упрощенно это выглядит так. Системы мониторинга фиксируют обращения от северян из разных источников, будь то портал «Наш Север», сайты ведомств, горячие линии или комментарии к постам в соцсетях. Затем эти обращения собирают и анализируют, распределяя по профильным блокам: ЖКХ, благоустройство, медицина, образование, социальное обслуживание, транспорт и дороги. Эта упорядоченная информация дает комплексную картину проблем региона, так называемую «тепловую карту». Далее информация передается ответственным ведомствам для непосредственного решения проблем.

Например, если есть сигнал о плохой уборке - информацию отправляют в министерство энергетики и ЖКХ, оттуда она идет в муниципалитет, где принимают решение: то ли нужна ручная уборка, то ли машинная, - и идет команда на ее выполнение. А ЦУР обеспечивает централизованный контроль рассмотрения обращений в строго установленные сроки. И обеспечивает поступление информации в обратном направлении, то есть помогает жителям узнать о решении проблемы. Или как минимум получить разъяснение, почему пока с нею не удается справиться.

- Если власти не могут что-то решить, мы разбираемся почему, - приводит пример глава ЦУР. - Бывают законодательные сложности, например, с автохламом. Или вот в Мурманске было обращение, что возле дома открыт люк, жители просили закрыть его, чтобы обезопасить гуляющих детей. Но муниципальные власти ответили, что лишь огородили его лентами, а закрыть не могут. Колодец не имеет собственника, поэтому юридически никто не вправе его закрыть - вдруг через него понадобится доступ к оборудованию. И власти по-своему правы, они ограничены законами. Но это вызывает негативную реакцию населения, а мы настроены на позитивные решения. Поэтому в итоге договорились, что управляющая компания закроет колодец до тех пор, пока власти не решат вопрос с его принадлежностью.

Добро пожаловаться

Несмотря на то, что ЦУР открылся и начал работу лишь в ноябре, его аналитики подсчитали, сколько обращений пришло по разным каналам связи с начала года. Цифра оказалась внушительная. Всего отработано почти 37 тысяч сообщений. Возглавляет рейтинг проблем блок ЖКХ - 26 процентов, на втором месте - благоустройство (25 процентов), далее идут ремонт и содержание дорог, вопросы, связанные с коронавирусной инфекцией, отходами.

Лидерами по количеству обращений стали Кировск (61 обращение на тысячу жителей), Заозерск (59) и Оленегорск (44,3). Замыкают пятерку наиболее активных муниципалитетов Мончегорск и Кандалакшский район. Самый низкий индекс количества обращений в ЗАТО Островной (3,8) и Видяево (11,25). 

- Но цифры по муниципалитетам несколько условны, потому что зависят не только от количества жалоб, но и от того, насколько активно власти ведут работу в соцсетях, решают проблемы на местах, - поясняет руководитель ЦУР.

Результаты публикуются на различных платформах, в том числе на портале «Наш Север», в формате «было - стало». Там можно увидеть фотографии восстановленных остановочных комплексов, ликвидированных стихийных свалок, убранных контейнерных площадок и приведенных в порядок дворов, восстановленного освещения, заделанных ям на дорогах и другие итоги действия обратной связи с населением. 

«Наш Север» для жителей

Портал «Наш Север» - один из основных компонентов работы ЦУР, уже набравший популярность. Через него с начала года поступило 6722 обращения. Решения и разъяснения по ним получили 5711 заявителей.

С порталом интегрируются другие программы, и он в перспективе должен стать «одним окном», через которое северяне смогут сообщать обо всех своих проблемах и получать ответы на вопросы. Более того, он будет давать полноценную картину происходящего в регионе - с его помощью жители смогут узнавать о происходящем: например, посмотреть, когда во дворе по плану предстоит уборка снега или вывоз мусора, как работают транспорт и сфера ЖКХ. Прием обращений на нем ведется по 60 категориям, и число пользователей превысило уже 12 тысяч.

- Это многофункциональный портал, он предназначен не только для жалоб, - говорит Алексей Медведев. - Например, самый большой прирост пользователей в последнее время вызвала акция «Дед Мороз в каждый дом». Очень много людей хотят, чтобы к детям пришел Дед Мороз. «Наш Север» создавался по аналогии с порталом «Добродел», но оказался в итоге конкретнее, удобнее и экономичнее.

В плане доступности интернет-ресурсов в Мурманской области ситуация хорошая. Некоторые сложности есть только в Островном и Краснощелье.

Помимо приема и отработки жалоб и обращений «Наш Север» работает еще по четырем направлениям. Так, на нем есть раздел «Инициативы». Здесь жители могут выступить с идеями того, как сделать двор или город более комфортным. Важное условие - чтобы предлагающие готовы были внести свой вклад в работу, а не просто высказать пожелания.

Также на «Нашем Севере» проходят голосования по разным важным вопросам. Например, о качестве работы подрядчиков, направлениях развития. Еще один блок посвящен проектам благоустройства. Портал позволяет увидеть описания проектов, их оценки, онлайн-трансляции со стройплощадок, суммы финансирования и многое другое. И последний блок - информационная карта работ, отображающая проходящие ремонты, перекрытия дорог, аварийные отключения. Сюда же планируется подключить систему мониторинга уборки улиц и дворов.

В ЦУР уверены, что портал «Наш Север» достаточно прост, чтобы каждый северянин, как говорится, на интуитивном уровне мог им воспользоваться. Но для удобства пользователей сейчас подготовлены листовки о портале, которые будут размещены в МФЦ и в соцсетях, в Мурманске уже появились соответствующие баннеры. А на самом портале есть чат-бот Борис, который может рассказать про разделы портала, подсказать, как подать жалобу.

Бесплатно для северян

В целом ресурсы ЦУР уже позволили достичь ряда улучшений. Так, срок рассмотрения некоторых обращений на портал «Наш Север» сократился до десяти рабочих дней, по ряду тем, таких как неубранные сосульки или коронавирус, - до двух.

- Благодаря управленческим и информационным решениям специалистов ЦУР быстрее стали работать и ведомства, - говорит Медведев. - Минсоцразвития сократил время рассмотрения обращений по компенсациям и льготам на пять дней. Минобрнауки уменьшил сроки рассмотрения жалоб, касающихся обеспечения школьников горячим питанием, более чем в два раза - с девятнадцати до восьми дней, переведя согласования в электронный вид.

Важно, что финансирование центров управления регионами осуществляется за счет средств федеральной субсидии в рамках государственной программы РФ «Информационное общество», региональный бюджет не понес никаких расходов. К ЦУР были прикомандированы сотрудники отраслевых министерств и ведомств, поэтому численность государственных служащих не увеличилась.

Остается добавить, что Центр управления регионом пока находится фактически на старте своей работы. Сделать еще предстоит многое, и сегодняшние достижения - только начало пути к цифровизации региона. В частности, Алексей Медведев анонсировал проект «Смарт сити лаб» - банк решений проекта «Умный город». На базе Центра информационных технологий, входящего в ЦУР, специалисты будут искать в разных сферах наиболее современные, интересные технические решения, испытанные в других регионах страны, которые можно внедрить в нашей области. Чтобы, как говорится, не изобретать велосипед.