Правительственный десант

Такого количество высоких гостей в Мурманске не было давно. Сам премьер-министр, два его заместителя Юрий Борисов и Юрий Трутнев, являющийся еще и полномочным представителем президента России в Дальневосточном федеральном округе, шесть министров и два заместителя, а также руководители госкорпораций - «Росатома» Алексей Лихачев и «Роскомоса» Дмитрий Рогозин, глава «Новатэка» Леонид Михельсон.

Повод для высадки столь представительного правительственного десанта на Кольском полуострове более чем подходящий - подъем государственного флага на борту новейшего атомного ледокола «Арктика». О самой церемонии, которая состоялась на вертолетной площадке атомохода, «Мурманский вестник» подробно рассказал вчера.

Но кроме того, в рабочем графике Михаила Мишустина было несколько встреч в заполярной столице. Одна из них касалась как непосредственно новобранца в строю российских ледоколов, так и в целом развития Северного морского пути. Эта встреча прошла в конференц-зале государственного предприятия «Атомфлот».

Чудо научной мысли

- Это принципиально новый корабль, - сказал, оценивая «Арктику», премьер-министр. - Я сегодня написал в книге, в которой оставляют записи на ледоколе, что это свидетельство мощи атомного флота России и, конечно, отечественной науки. Потому что это не просто сплав промышленных технологий и новых, совершенно уникальных исследований, но и доказательство нашего лидерства в Арктике.

А глава корпорации «Росатом» отметил, что атомоход ожидает большая работа в морях Северного Ледовитого океана.

- Этот ледокол - настоящее произведение искусства, это великолепное чудо инженерной и научной мысли, - подчеркнул Алексей Лихачев. - Внутри него бьются два мощных сердца, два атомных реактора РИТМ-200, которые по своим характеристикам являются лучшими в мире.

По-другому и быть не может, потому что атомный ледокольный флот имеется у единственной страны на планете - у России. И его наличие - отличный козырь в деле освоения Арктики.

- Мы не случайно собрались здесь, в Арктике, чтобы обсудить развитие Северного морского пути, - сказал Михаил Мишустин. - Это одно из ключевых преимуществ Российской Федерации в стратегически важном для нас регионе. Нам надо, конечно же, активнее увеличивать присутствие в Арктике. Этим мы решаем задачи как обеспечения национальной безопасности нашей страны, так и ее, естественно, экономических интересов.

Арктический маршрут

Руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша заметил, что нынешнее событие - счастливое и для атомной отрасли, и для него лично. Вячеслав Владимирович, будучи директором «Атомфлота», и сейчас, работая в «Росатоме», более 20 лет занимался проектом строительства новых атомных ледоколов и перспективами развития арктических трасс.

- Мало кто знает, что при Иване III посланник Герасимов писал про русский путь в Индию, - рассказал Вячеслав Рукша участникам совещания, имея в виду русского посла Дмитрия Герасимова. Весьма образованный для своего времени дипломат докладывал о том, что Северная Двина впадает в столь обширное море, что, придерживаясь правого берега, можно морским путем попасть в Китай и Индию, «если в промежутке не встретится какой-нибудь земли».

Позже подтвердилось, что суши в промежутке нет, но судоходству препятствуют льды. И лишь в XX веке Северный путь научились с легкостью покорять атомные ледоколы.

Вячеслав Рукша рассказал о плане развития арктической инфраструктуры. Он предусматривает несколько этапов.

- Первый этап, который вписывается в федеральный проект «Северный морской путь» до 2024 года, когда фактически должна произойти замена ныне действующих ледоколов на атомоходы нового поколения, - пояснил Вячеслав Рукша. - Затем надо приступать к отправке грузов на рынки Тихого океана, что, я уверен, является важнейшим стратегическим направлением для России. И третий этап - это формирование большого международного коридора.

Михаил Мишустин отметил, что ледокольный атомный флот - серьезное конкурентное преимущество нашей страны. И, конечно, его обновление - это мощные инвестиции в будущее.

- В течение пяти лет к «Арктике» должны присоединиться еще четыре ледокола, сконструированных на базе современных инновационных технологий. Они уже строятся на верфях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Заключен также контракт на строительство головного ледокола проекта «Лидер». Это сверхмощный корабль, который позволит круглогодично использовать Северный морской путь. Важно задействовать весь потенциал этого кратчайшего маршрута, который соединяет Европу и Азию, - сказал глава российского правительства.

Сегодня основу грузоперевозок по Севморпути - примерно 65 процентов - составляет транспортировка сжиженного природного газа. Для компаний, которые его производят, предусмотрен ряд налоговых льгот и преференций. Прежде всего это нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых. Кроме того, регионы имеют право предоставлять льготы по налогу на прибыль для организаций.

Завод, где строят заводы

Одна из компаний, которая больше всего заинтересована в развитии Северного морского пути, строительстве новых атомоходов и создании транспортной инфраструктуры в Арктике, - «Новатэк».

Председатель ее правления рассказал участникам встречи, что из 31-32 миллионов тонн различных грузов, которые ежегодно перевозятся по трассе Севморпути, 22 миллиона - это грузы проектов «Ямал СПГ» и «Арктика СПГ-2». А впереди увеличение этих объемов.

- Хочу сказать, что проекты «Новатэка», несмотря на ситуацию с пандемией, реализуются по утвержденному графику, - доложил Леонид Михельсон. - Стратегия «Новатэка» предусматривает производство до 70 миллионов тонн к 2030 году.

В мае - июне 2020-го по трассе Севморпути по Восточному маршруту были выполнены сверхранние рейсы в Китай. И практически подтверждена возможность безопасной навигации с мая по январь. Следующая задача - обеспечение круглогодичной навигации в восточном секторе Арктики.

Какой же эффект дает освоение газовых месторождений в Арктике и транспортировка этого вида топлива с помощью ледокольной проводки?

Оказывается, эффект для российской экономики огромен. В Мурманске «Новатэк» строит центр по строительству заводов для сжижения газа.

- Здесь уже работает порядка 16 тысяч человек. Центр будет выпускать одну линию сжижения менее чем за два года, - пояснил Леонид Михельсон.

К проектам компании планируется привлечь немало предприятий, это даст дополнительно 80 тысяч рабочих мест и примерно 0,15 процента ежегодного прироста к ВВП. На верфи «Звезда» размещен заказ на строительство 15 газовозов общей стоимостью 400 миллиардов рублей. Каждый новый СПГ-проект - это более 1,5 триллиона инвестиций в российскую экономику. Такие цифры привел глава «Новатэка».

Но и нынешние тридцать с лишним миллионов тонн грузов - уже немало. Былые советские рекорды по загрузке Севморпути давно побиты.

- Мы ежегодно наращиваем объем перевозок, несмотря на ограничения в мировой торговле. Вы помните, - заметил премьер-министр, - что у нас в 204-м указе зафиксирована цифра 80 миллионов тонн к 2024 году. Очень надеюсь, что мы, продолжая все соответствующие программы, справимся с этой задачей.

Михаил Мишустин отдельно подчеркнул, что в России реализуется комплекс мероприятий, которые вошли в план развития инфраструктуры Северного морского пути на ближайшие 15 лет. Строятся портовые терминалы, железнодорожная сеть. Общий объем государственных инвестиций превышает 110 миллиардов рублей. Это база для наращивания в будущем и международных транзитных перевозок.