Центр поддержки экспорта Мурманской области создан при содействии регионального правительства два года назад. Он оказывает информационно-консультационные услуги, а также поддерживает действующих или потенциальных поставщиков продукции за рубеж, представляющих малое и среднее предпринимательство. Для нашей приграничной области это важное направление, имеющее огромный потенциал. Она входит в число первых 15 регионов - основных экспортеров России.

Мы попросили и. о. генерального директора центра Анастасию Тютину рассказать о его деятельности и дальнейших планах:

- Центр был создан в марте 2019 года для реализации мероприятий по развитию экспорта товаров и услуг в рамках регионального, федерального и национального проектов. Он работает преимущественно с субъектами малого и среднего предпринимательства. Со дня открытия 243 компании области получили поддержку. Заключено более 60 экспортных контрактов. Суммарный объем поставок за рубеж превысил 15 миллионов долларов. География их весьма широка - 27 стран Европы, СНГ, Африки, Азии, Северной Америки и даже далекая Австралия. Центр оказывает содействие в размещении субъектов малого и среднего бизнеса на известных международных электронных торговых площадках. На них было выведено 15 компаний Мурманской области. Пять компаний получили помощь в сертификации продукции для поставок на внешние рынки, приведении ее в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта. Это очень важная работа, она позволяет развивать такую деятельность в регионе благодаря полученным из федерального бюджета в рамках национальных проектов средствам в сумме 35 миллионов рублей. Наша помощь мотивирует производителей соблюдать высокие стандарты качества.

- А какая продукция в основном является предметом зарубежных поставок для наших предпринимателей: сырье или готовые товары?

- Наша главная цель - экспорт несырьевых, неэнергетических товаров. Заполярные компании, естественно, продают рыбу и морепродукты, прежде всего, филе трески и пикши. Хорошо покупают также морского ежа и креветку. Продают наши предприниматели и оленину, соки и варенье из северных ягод, экопродукты, сувениры, туристические услуги, одежду и аксессуары.

- Кто является покупателем заполярной продукции?

- Оленину охотно покупают в Финляндии. Продукция из северных ягод идет в страны Скандинавии, в Германию, Эстонию. Сувениры из дерева - например, куксы (саамские чашки), пользуются спросом во всем мире, вплоть до Австралии. Продукция очень популярна прежде всего из-за учета вкуса покупателей. Предприниматель не остановился на двух-трех стандартных вариантах, а работает по запросу, поэтому, что называется, влет все уходит.

- Наверное, среди ваших клиентов есть уже достаточно опытные компании, которые сами многое успели еще до открытия вашего центра...

- Если брать компании-трейдеры, то, к примеру, «Персей» давно участвует в экспортных поставках. Тем не менее и ему поддержка оказалась нелишней: мы помогли пройти обучение, сертифицировать продукцию, подготовить презентационные материалы, модернизировать сайт. В итоге компании удалось нарастить объемы зарубежных продаж. ООО «Кольский край» мы помогли расширить перечень стран-покупателей, вывели его на электронные торговые площадки. При поддержке центра были подготовлены коммерческие предложения, разработаны сайт и презентационные материалы.

- Для многих предпринимателей поставки продукции за рубеж - дело довольно сложное. Наверное, это требует определенных знаний...

- Безусловно, этому направлению мы уделяем очень большое внимание. Центр регулярно проводит семинары и мастер-классы по различным направлениями экспортной деятельности. Особенно активно велась такая работа в 2019 году. Прошлый по понятным причинам оказался менее продуктивным. Но уже с начала этого года, с января по март, проходили обучающие семинары и мастер-классы. А 21 июня состоится семинар Школы экспорта РЭЦ (Российского экспортного центра) на тему «Основы экспортной деятельности». Программа включает введение в экспорт как в проект, выбор рынка и поиск покупателя, подготовку продукта к требованиям рынка/покупателя, переговоры с покупателем и заключение внешнеторгового контракта. Участники познакомятся также с тем, как подготовить продукт к поставкам за рубеж - соблюсти таможенные требования, и как его доставить. Речь пойдет и о валютных платежах, рисках экспортной деятельности и государственной поддержке.

Данный семинар может быть интересен компаниям, впервые обратившимся в центр, начинающим компаниям без соответствующего опыта, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.

До конца года также планируется проведение семинаров Школы экспорта РЭЦ по налогам, возможностям онлайн продаж за пределы страны, логистике, финансовым инструментам, правовым аспектам, маркетингу и другим темам.

- В прошлом году многие структуры перевели свою основную обучающую работу в онлайн-формат. Ваш центр это не практиковал?

- У нас в нем работали некоторые выставки, в частности, с Индией и Германией. А до пандемии очень много выставок проходило с непосредственным участием наших представителей малого и среднего бизнеса. В разные города организовывали поездки представителей туристической отрасли региона, а также занятых производством рыбной продукции. Сейчас живем в ожидании открытия границ. В июне намечено мероприятие в Москве, в июле - в Санкт-Петербурге. А уже осенью надеемся вывезти поставщиков рыбной продукции и туристических слуг в Европу и Азию.

- Появились ли в вашей работе какие-то новшества, о которых надо знать предпринимателям, уже работающим с зарубежными партнерами или намеренным войти в состав экспортеров?

- Прежде всего, речь о февральском приказе Минэкономразвития России, согласно которому мы должны оказывать услуги в комплексе. Если раньше мы могли, например, только разработать сайт или оказать какую-то отдельную услугу предпринимателю, то теперь все услуги, что называется, «разложили по коробкам». Тот же сайт можно получить в рамках проведения поиска покупателя или участия в международной выставке. В первую очередь, это предполагает оказание более основательной меры поддержки, нацеленной на подписание экспортного контракта.

- Услуги центра для предпринимателей оказываются на безвозмездной основе или за них приходится платить?

- Часть на безвозмездной основе, а часть - на условиях софинансирования.

- В марте проходило награждение лучших региональных экспортеров - представителей малого и среднего бизнеса. Следующий этап этого конкурса тоже состоится?

- Да, сейчас проходит прием заявок на участие во Всероссийском конкурсе «Экспортер года». Участие в конкурсе бесплатное. Подать заявку могут крупные компании, представители малого и среднего бизнеса и индивидуальные предприниматели. Конкурс демонстрирует, что в каждом регионе России и в каждой отрасли есть талантливые, сильные, целеустремленные экспортеры, готовые много работать, способные зарабатывать на самых сложных рынках. Главная цель конкурса - показать и поощрить тех, чьи достижения выделяются на общем фоне, на кого стоит равняться.

- Когда конкурс стартует?

- Заявки на участие в нем уже принимаются, и подать их можно по 15 июня. Достаточно заполнить электронную анкету на сайте Российского экспортного центра: www.exportcenter.ru/awards. Определение победителей пройдет в два этапа. Первый состоится с августа по сентябрь и назовет лучших на уровне каждого федерального округа. Затем из числа компаний-лидеров окружного этапа будут отобраны победители конкурса на федеральном уровне. Премия вручается в 12 номинациях. Так что пожелаем успехов нашим участникам!