В конце прошлой недели в облсовпрофе состоялось заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Обычно главной темой разговора участников таких встреч - представителей профактива, работодателей и исполнительной власти>- является ход выполнения трехстороннего соглашения. Однако на этот раз первым в повестке дня по очередности и, если судить по отведенному на него времени, главным по значимости оказался вопрос о лекарствах.

С подробным докладом о причинах, породивших нынешнее критическое положение с лекарственным обеспечением льготников, выступили начальник фармотдела областного комитета по здравоохранению Татьяна Молоткова и исполнительный директор Мурманского территориального фонда ОМС Вячеслав Акуличев.

Как считает Молоткова, главная причина создавшейся ситуации в том, что монетизация льгот нарушила принцип медицинского страхования, который заключается в том, что здоровый платит за больного. Другими словами, предоставленная льготникам возможность выйти из программы ДЛО в обмен на деньги, причитающиеся им за бесплатные лекарства (378,45 рубля ежемесячно), привела к тому, что общий источник средств на эти цели обмелел до критической отметки. В результате те, кто остался в программе - а это зачастую тяжелобольные люди, - в значительной мере ее недополучают или вовсе остаются без нее. И такая же картина наблюдается по всей России.

Кроме того, медики уже неоднократно подчеркивали, что объемы лекарств, выписанных в 2006 и нынешнем году, по сравнению с 2005 годом сокращены по распоряжению Минздравсоцразвития в разы. Так как средства, выделяемые на эти цели федеральным бюджетом, мало того что урезаны почти вдвое, но еще и жестко лимитированы, чего не было прежде, когда программа только начала реализовываться. Более того, долг за отпущенные лекарства в 2006 году в Мурманской области - 247 миллионов рублей - остается повисшим. Каким образом и когда он будет погашаться - на этот вопрос пока нет четкого ответа и у федерального центра, заметил Вячеслав Акуличев.

Тупиковость ситуации заключается в том, что больных с тяжелыми формами заболеваний (они к тому же имеют, как правило, ряд сопутствующих) меньше не становится, а число тех, кто выходит из программы ДЛО, растет. В нынешнем году 18 тысяч человек взамен льготных лекарств стали получать денежную компенсацию, и в результате в нашей области программа ДЛО лишилась 85,5 миллиона рублей. А ведь только на препараты для страдающих гемофилией, рассеянным склерозом, диабетом, онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями требуется по меньшей мере около 70 миллионов.

Впрочем, вряд ли стоит обвинять «выходцев» в провале программы. Даже в самом начале ее, когда условия обеспечения льготников лекарствами были лучше, чем сейчас, не всегда и не везде нуждающиеся могли их получить. Нередко картина в аптеке выглядела так: за наличные - пожалуйста, а вот «по программе» - нет. И многие просто вынуждены были предпочесть денежную компенсацию, поскольку на эти деньги могли купить хоть какие-то препараты. Жителей села подталкивало и то, что ассортимент лекарств там гораздо беднее, чем в городах... Поэтому, когда на заседании комиссии речь зашла о том, что в качестве одной из мер по выходу из лекарственного кризиса планируется отменить компенсации за лекарства, целесообразность этой идеи вызвала большие сомнения у представителей профсоюзов. Ведь уже известно, что в программе ДЛО обнаружилось достаточно и других слабых звеньев. Просчеты, сделанные в высоких кабинетах, обернулись головной болью и для тех, кто лечит, и кого лечат.

Ежеквартальную потребность области в препаратах для льготников наши медики оценили почти в сто миллионов рублей. Фактически же на этот год центр запланировал выделять чуть не в три раза меньше. А ведь контроль за расходованием ведется жесткий, и обвинить врачей в расточительстве бюджетных средств никак нельзя...

По словам Вячеслава Акуличева, чтобы облегчить положение тяжелобольных северян, необходимо в кратчайшие сроки решить задачу с тремя неизвестными. Вот они: кто заплатит по долгам, как остановить разрешенную законодательством утечку бюджета программы ДЛО и что ожидать в следующем году. Ее решение исполнительный директор территориального фонда ОМС видит в том, чтобы на федеральном уровне все же запретить выход льготников из программы ДЛО. Кроме того, следует больных, чье лечение требует дорогостоящих лекарств, выделить в отдельную группу, а обеспечение их необходимыми препаратами переложить на федеральный бюджет.

Погасить прошлогодние долги перед поставщиками предполагается так. Половину необходимых средств получить за счет субсидий, направляемых федеральным центром на льготные лекарства в Мурманский ТФОМС, а половину - от администраций муниципальных образований, имеющих довольно крупный долг за неработающее население по программе обязательного медицинского страхования. Кроме того, специалисты фонда, обращаясь в министерство и федеральный фонд ОМС, настаивают на пересмотре действующих стандартов лечения и, соответственно, увеличении затрат, предусмотренных на больного.

- Если удастся действовать в этих направлениях, из кризиса выйдем, - заверил участников заседания Вячеслав Акуличев.

В свою очередь координатор комиссии, заместитель губернатора Николай Бережной, обращаясь к участникам встречи, призвал не дожидаться, когда федеральный центр наконец найдет выход из ситуации, а продолжать одолевать ведомства и инстанции требованиями решить наконец проблему, заложниками которой стали тысячи больных людей. Свое обращение в правительство РФ решила направить и трехсторонняя комиссия. Кроме того, областному комитету по здравоохранению и территориальному фонду ОМС рекомендовано принять меры по информированию льготников о действующих нормативных актах, регулирующих их право на получение лекарств. Для этого предложено разработать памятку получателя дополнительной медицинской помощи и ДЛО, а также разместить на сайтах комитета и фонда сведения о реализации в области программы, контактные телефоны для личных консультаций и информацию об изменениях в соответствующих нормативных актах.

На заседании также были подведены итоги выполнения областного трехстороннего соглашения в 2006 году и представлено предложение профсоюзов установить размер минимальной заработной платы в Мурманской области на уровне прожиточного минимума. Но для его реализации потребуется прийти к согласию всех сторон - в том числе и работодателей. Пойдут ли они на такой шаг, решатся ли взять на себя это обязательство? Есть время подумать до сентября - к этому сроку запланировано выработать проект соглашения областной трехсторонней комиссии.

Ольга НУРЕЕВА.