Почтовики России принимают, обрабатывают и доставляют в год более 1 миллиарда писем, 12 миллионов посылок... Цифры завораживают. Начинаю считать: если одно письмо весит в среднем 20 граммов, то получается, 20 тысяч тонн в год одних только писем разносят люди «с толстой сумкой на ремне» по адресам. Правда, в недавние времена сумка на плече почтальона была еще толще, еще весомей, писем было больше. Но зато не подозревали мы о существовании электронной почты, не было и такой повальной мобильной телефонизации, как сейчас. Впору нынче удивляться тому факту, что люди до сих пор еще пишут письма друг другу.

- Письма частного характера - родственникам или друзьям - население сейчас отправляет все реже, а вот заказной корреспонденции прибавилось, - рассказывают о специфике своей работы почтальоны мурманского 32-го отделения связи. Сюда в отдел доставки я заглянула в канун Дня почтового работника, который отмечается во второе воскресенье июля. Зинаида Жуковская здесь новичок, полгода как работает. «Тяжело приходится, - признается она, - работы очень много, хоть домой не уходи. Работа ручная - разбираем почту, выписываем квитанции на заказную корреспонденцию, и ножная – все на себе носим пешком. По 3-4 раза в день приходится в отдел возвращаться, чтобы все разнести». На то, что объем работы большой, а зарплата, напротив, более чем скромная, сетуют и ее коллеги, почтальоны со стажем. У Натальи Тарасовой он 7 лет, у Виктории Комаровской - 16, а Людмила Калязина отработала здесь все 25 лет.

- Что изменилось в работе почтальона за последние годы? - задумывается она. - Раньше люди много газет, журналов выписывали. Но была организованная подвозка газет, на себе не приходилось таскать столько. Сейчас периодики на дом вроде мало выписывают, и письмами друг друга перестали баловать, но зато большая подписка на газеты и журналы у организаций и большой объем заказных писем. Вот уж чего прибавилось, так это их. Один только Пенсионный фонд не дает нам расслабиться. Ведь он дважды в год посылает уведомления почти каждому работающему гражданину страны. А еще суды, налоговая служба, банки - все они активно рассылают заказную корреспонденцию, которую мы и разносим. И никакого транспорта, все ногами, все на себе.

Сортировщик Елена Пелых - у нее тоже 16 лет стажа работы на почте, приводит мне следующие цифры: за прошлый год через их почтовое отделение прошло 10500 заказных писем только из Пенсионного фонда. Каждый день она сортирует до 500 заказных посланий: сверяет их номер, проверяет по накладным, распределяет по участкам. С таким количеством корреспонденции одному сортировщику уже не справиться, физически не успеть. Дали ей помощника. Гипотетического. Согласно штатному расписанию. А вот живого человека для этой работы найти сложно. Текучка кадров из-за низкой зарплаты - дело неудивительное.

- Но вы-то работаете по 16 - 25 лет. Вас-то что держит на этой работе? - спрашиваю у своих собеседниц.

- А патриотизм, - отвечают они, - да энтузиазм.

Это еще поколение старой закалки, которое знает, что такое энтузиазм.

Любопытное время переживает сейчас наша российская почта. С одной стороны, чтобы не отстать от жизни и привлечь клиента, в отделениях почтовой связи значительно расширился спектр предоставляемых услуг. Здесь сейчас можно не только денежный перевод отправить или посылочку получить, но и, скажем, обналичить деньги с банковских карт, купить авиа- или железнодорожный билет, выйти в Интернет. В ближайших планах, как рассказали мне в управлении Федеральной почтовой связи Мурманской области, установка в отделениях связи нашего края терминалов самообслуживания по приему платежей - коммунальных и за услуги операторов мобильной связи, спутникового и кабельного телевидения. Даже приобретение товаров в кредит не выходя из своего родного почтового отделения станет вполне возможным. Что же касается непосредственного предназначения почты - прием, отправка, выдача корреспонденции, посылок, денежных переводов, то здесь также полное соответствие времени: кибер-почта (оператор отправляет электронное письмо), услуги международной системы «Western Union» (перевод доходит до адресата через несколько минут после его отправки) и другие, в основном с использованием электронной техники, новшества. Не каждое, правда, почтовое отделение области может пока оказать все эти услуги, но тенденция есть.

Только взять хотя бы то же электронное письмо, которое в считанные минуты дойдет из почтового отделения населенного пункта Кольского Заполярья до почтового отделения где-нибудь в российской глубинке - скажем, на деревню бабушке. Его же потом, уже в бумажном варианте, почтальон понесет в бабушкину избушку. У той, поди, вместо компьютера еще русская печь посреди избы красуется. Таким образом, электронные технологии совмещаются еще со старым, проверенным способом доставки корреспонденции. Доставки, которую еще в свое время наладил в России Петр Первый. Спустя 300 лет, в 1994 году, указом президента РФ и был установлен нынешний праздник почтовиков, что стало признанием значения российской почты в историческом развитии государства.

Галина ДВОРЕЦКАЯ.