"Брать не по чину", "Рука руку моет", "Не подмажешь - не поедешь" - актуальные русские пословицы, смысл которых не нужно объяснять. Только разве иностранцам. Попытку этого предприняли на международном семинаре "Создание региональной системы противодействия коррупции: проблемы и перспективы". Дословно перевести не получилось, поэтому русские делегаты решили объяснить с помощью цифр, что означают эти выражения и почему в наше время их помнит добрая половина жителей России.

Уровень коррупции в Северо-Западном федеральном округе ниже, чем в среднем по России, отметили участники встречи, и Мурманская область здесь не исключение. Другое дело, что во всей стране этот уровень близок к критическому. В России коррупция захватила все уровни власти, она уходит в такие высоты "вертикали власти", которые простому гражданину и не разглядеть. Деловая "верхушечная" коррупция, связанная с большим бизнесом и властью, тормозит экономическое развитие страны, черным пятном ложится на имидж России на международной арене.

У финских коллег проблемы другого характера. У скандинавов коррупция охватывает лишь некоторые аспекты экономических отношений, ее проявления можно назвать "эпизодичными". "Мне недавно подарили толстую книгу "Коррупция в Швеции", - рассказал Георгий Сатаров, руководитель общественного фонда "ИНДЕМ". - По сравнению с глобальностью наших проблем чтиво не менее смешное, чем коррупция в Финляндии".

Отсюда и разные подходы к решению задач. В то время, когда финны интересовались, как защитить свободу прессы от взяток, как относиться к тонкому вопросу подарков от коммерческих фирм, русские участники встречи обсуждали возможности искоренить взяточничество на самом высоком уровне российской власти.

Говорили о положительных тенденциях: коррупцию перестали воспринимать просто как преступление, проявление чьей-то аморальности. Теперь ее рассматривают как социальное явление, мешающее экономическому развитию страны. Раньше категория "потери от коррупции" даже не рассматривалась, сейчас же стала естественной постановкой вопроса. Публичность обрела борьба с коррупцией.

Однако одних разговоров мало, нужны реальные действия, причем на нашем, региональном, уровне. "В планах Правительства создать регламент для каждого чиновника. С его помощью граждане будут знать, что они могут требовать от госслужащего и что он обязан для них сделать", - поделился проектами Сергей Субботин, заместитель губернатора Мурманской области.

Присутствовший на семинаре член президиума Национального антикоррупционного комитета Владислав Игнатов призвал депутатов Мурманской областной думы "срочно принять местный закон о парламентских расследованиях". Он может являться одним из важнейших инструментов для минимизации лоббирования различных интересов на законодательном уровне. Подобный закон принят Государственной думой в первом чтении, но дальше парламентских кабинетов он пока не прошел.

Похожая ситуация и с законом о борьбе с коррупцией, который с 2001 года обитает призраком в стенах нижней палаты парламента. Разговор в Мурманске коснулся перспектив законопроекта. Ситуацию прояснил Георгий Сатаров: "Проект закона о борьбе с коррупцией, принятый в первом чтении еще в 2001 году, неэффективен и абсолютно неисправляем. В том, что он лежит до сих пор, нет ничего удивительного. Существует еще один проект, направленный на регламентацию действий власти по борьбе с коррупцией, но он не прошел на обсуждение в думу".

Как заметили на семинаре, печальная судьба этих законопроектов - тенденция нашего времени: принимаются подчас неграмотные законы, а столь нужные остаются лежать на полках. И ситуация будет повторяться, уверяли участники встречи, пока в Государственной думе существует монопольное большинство, нет политической конкуренции, обеспечивающей минимальный внутренний контроль над качеством законов. "Как можно принимать нежизнеспособные законы?" - удивлялись финны, но их вопрос так и остался без ответа.

Однако дело не в отдельном нормативном акте, антикоррупционные меры должны пронизывать все законодательство. Да и одними бумагами, хоть и обязательными для исполнения, ситуацию не переломишь. Важным фактором является нравственный аспект проблемы, "недостаток совестливости", как назвали его участники. В России до сих пор существует патриархальный склад отношений, по которому власть у нас как бы снисходит до человека, делает ему милость. Взаимодействие гражданина и чиновника - отношения разных статусов. Если не изменить эту ситуацию, коррупцию не преодолеть. Нужно напомнить людям и самим чиновникам о том, что госслужащий всего лишь "агент", работающий на граждан и получающий за это деньги. В больших городах осознание этого потихоньку приходит, а вот в сельской местности, согласно результатам исследований, жители считают взятку нормой. Поэтому нужно больше говорить о проблеме и не забывать за разговорами о реальных мерах.

Напоследок Владислав Игнатов пошутил, обратившись к скандинавским гостям: "Великое Княжество Финляндское, к его счастью, недолго было в составе Российской империи, иначе те же проблемы были бы и у вас". По улыбкам иностранцев трудно было определить, как они относятся к подобным исторических ретроспективам.

Дмитрий ГРЕШНИКОВ.