По качеству образования Мурманская область занимает третье место по стране, нас обогнали только Москва и Новгородская область. Такая информация прозвучала на состоявшемся на днях заседании областного правительства. Эти данные опубликованы в свежем номере сборника "Вестник образования".

Подсчитывается же качество знаний так: все четверки и пятерки складывают вместе, а затем определяют их процентное содержание от общего количества отметок, включающее двойки и тройки. Поэтому показатель, равный, скажем, 99,12 процента, означает, что двойки и тройки в данном учреждении образования - редкие гости. Таким учреждением, кстати, является мурманская гимназия № 4. Именно она возглавила рейтинг лицеев и гимназий области по итогам ЕГЭ (по русскому языку и по математике) в 2007 году. Из 21 приведенного здесь учебного заведения 13 - мурманских, два находятся в Кировске, два в Мончегорске, по одному в Апатитах, Североморске, Полярном и Полярных Зорях. Завершает список лицей города Кировска, процент качества знаний в этом учебном заведении равен 51,92. Простор для совершенствования - целых 48 процентов.

Этот и другие рейтинги (лучших общеобразовательных учреждений, муниципальных образований) по результатам единого госэкзамена за любой год, начиная с 2003-го, можно найти на сайте http://ege.moipkro.ru/res.shtml .

- Практически с самого начала участия нашей области в эксперименте по ЕГЭ мы стали выставлять на сайт статистику и предметно-содержательный анализ результатов, - рассказывает заместитель председателя областного комитета по образованию Наталья Карпенко. - Мы осуществляем мониторинг, рассматриваем, какие учреждения дали лучшие результаты, чем это обусловлено, по каким учебникам и программам ведется обучение и так далее. По мере того как накапливается опыт, проводим сравнительный анализ по годам, составляем рейтинги, отражающие результаты нескольких лет. Ведь если школа в течение, скажем, двух-трех лет стабильно дает высокое качество знаний, значит, здесь есть система. Случайно таких результатов не добиться. Опыт этой школы, опыт работающих в ней учителей рекомендуем к применению. Вообще, ЕГЭ становится инструментом, - подытоживает Наталья Николаевна, - инструментом управления и совершенствования образовательного процесса.

И, как очевидно, мы этим инструментом владеем уже достаточно уверенно. В 2003 году наша область не побоялась включиться в эксперимент по введению единого госэкзамена. И с самого начала оценки школьников Кольского Заполярья были выше среднероссийских. Результаты из года в год растут. Например, в 2007-м по математике отметки "хорошо" и "отлично" получили 51,2 процента (в 2003 году - 48,1). Аналогичный показатель по России - 43,2 процента. Качество знаний по русскому языку в минувшем году составило 68 процентов (в 2003-м - 56,6), в среднем по стране - 51,9.

Недавно впервые появился на сайте рейтинг лучших общеобразовательных учреждений за 2005-2007 годы. При его составлении учитывались результаты ЕГЭ по русскому языку и математике. Так как рассматривались разные по численности учреждения, от маленькой школы небольшого населенного пункта до крупной мурманской гимназии, то список разбили на группы по численности сдававших экзамены. Получилось пять групп: в первой насчитывается более тысячи, а в последней менее ста человек.

- Если проанализировать результаты, то можно увидеть, что выпускники маленькой школы в Килпъявре по качеству знаний ничуть не уступают выпускникам лицеев и гимназий, - приводит пример Наталья Карпенко. - Подобные рейтинги отражают объективную оценку результатов обучения детей, качество получаемых ими знаний. И родители, выбирая для своего ребенка школу, вполне могут пользоваться этими сведениями. Такие данные вносят прозрачность в процесс обучения, в работу общеобразовательных учреждений.

А чтобы работа школ стала еще прозрачней, в рамках модернизации образования каждая должна создать свой интернет-сайт. На нем в первую очередь размещается информация об учреждении, об успехах учеников. Сейчас, кстати, у нас в области идет конкурс таких сайтов, результаты его будут подведены в конце марта.

- А можно ли на школьных сайтах заглянуть в классный журнал, или посмотреть виртуальный дневник своего отпрыска, из которого уже ни страничку не вырвешь, ни двойку не сотрешь? - сразу интересуюсь возможностями, раскрывающимися перед родителями.

- Пока этого нет, - улыбается Карпенко. - Но со временем... почему бы и не быть?

Впрочем, насчет невозможности стереть "двойку" я, пожалуй, погорячилась. Потом спохватилась: если ребенок имеет способности хакера, то тогда возможности не только перед родителями откроются...

Что же касается единого госэкзамена, то эксперимент по его проведению считается законченным. Этот год станет переходным, а вот с 2009-го сдавать ЕГЭ будут уже по всей стране. Для подготовки к этому в области сделано немало. А вот каково будет тем регионам, которые к ЕГЭ еще и не подступались? Такие, оказывается, тоже есть, хотя их и мало. В 2007 году из 85 субъектов федерации в эксперименте участвовало 82.

Галина ДВОРЕЦКАЯ