Заместитель главврача Мурманской городской клинической больницы СМП Валентина Петровская работает на "скорой" уже четвертый десяток лет. За это время каких только новшеств не вводилось в этой службе, но столь кардинальных изменений прежде не было. "Скорую" сегодня поставили на "новые колеса". К тому же теперь бригады выезжают с комплектом оборудования, которое позволяет гораздо эффективнее оказывать помощь больным, даже в пути. Аппараты ЭКГ, для искусственной вентиляции легких, дефибрилляторы, глюкометры, электроотсосы - нынче все под рукой у медицинской бригады. Что вполне закономерно, поскольку сегодня поставлена задача - нетранспортабельных больных не должно быть.

- По крайней мере, мы к этому стремимся, - уточняет Валентина Александровна, чья профессия требует реально смотреть на вещи. - Мы смогли подойти к решению этой проблемы и по уровню квалификации наших сотрудников, и по обеспеченности необходимым оборудованием. В Мурманске оно используется на сто процентов. Нацпроект и в самом деле много дал. Но возросли и требования к квалификации сотрудников? Чего греха таить, еще не везде в области умеют пользоваться новой аппаратурой, - выезжая в районы, я с этим нередко сталкиваюсь. Правда, там, где на "скорой" работают только фельдшеры, понять эти сложности можно. Для этого их со всей области и обучаем - чтобы могли управляться без врача.

Впрочем, требования повысились не только к фельдшерам. Это раньше, когда "скорой" остро не хватало кадров, врача из поликлиники или стационара брали с ходу. Теперь право стать членом команды нужно подтвердить - пройти специальное обучение и получить сертификат врача скорой помощи. Кстати, за минувший год особенностями этой специализации овладели 13 врачей и 39 фельдшеров и медсестер. Все больше приходит и молодежи, а ведь не так давно подавляющее большинство коллектива составляли работники пенсионного возраста. Однако количество бригад и, соотвественно, машин на Мурманской станции скорой помощи осталось прежним - 31; столько положено по нормативу из расчета населения города. Девять бригад - специализированные: реанимационная, неврологическая, психиатрическая, по три кардиологических и педиатрических.

Но и нынешние добрые перемены пока не решили всех проблем, среди которых есть и большие и малые. А нередко одни вытекают из других.

- Бригады у нас состоят из трех человек, и теперь, когда приезжают к больному, у каждого в руках по грузу: тот же дефибриллятор или аппарат ЭКГ, их нельзя оставлять в машине, если на улице холодно. Потребуются они или нет, но аппаратура должна быть всегда в готовности. Теперь, когда появились термосумки, можно хоть растворы в машине оставить, - раньше и их с собой носили, - объясняет Валентина Александровна.

Дареному коню, говорят, в зубы не смотрят, но здесь случай иной. Претензии северян к производителям машин скорой помощи дали свой результат:

- Мы объясняли, что в нашем климате в транспорте необходим дополнительный обогрев. Последние автомобили пришли уже улучшенного образца - для севера, с дополнительной печкой. А для первой партии получили специальное оборудование - сейчас их утепляем.

Проблема для Мурманской станции с "бородой" - отсутствие боксов для транспорта. За восемьдесят лет ее существования теплого дома для машин отродясь не было. Построить его там, где располагается центральная подстанция, практически невозможно - места в обрез, и по сути это обычная автостоянка. Особенно беспокоятся работники "скорой" за новый детский реанимобиль. В морозы кювез для транспортировки малыша необходимо согревать часа полтора. А если время не терпит?

Вообще-то к упрекам работникам скорой помощи не привыкать. Две подстанции - на севере и юге города - расположены не в лучших условиях, занимая подвальные помещения и первые этажи в жилых зданиях. Соседство, сами понимаете, для жильцов беспокойное. Бывало, у некоторых сдавали нервы - и на крышу машины "скорой" летела кастрюля с борщом...

- А часто ли ваших врачей благодарят за помощь? - поинтересовалась я у Валентины Петровской.

- Недавно мы до слез были растроганы письмом, которое получили от одной пациентки. А вообще-то нам редко говорят спасибо... Но для нас важнее, что возросло количество успешных реанимаций. В 2006 году их было шесть, а в прошлом уже семнадцать. Ведь подумать только - человек перенес клиническую смерть, а мы помогли ему выжить. Но не все, наверное, понимают, как это дается. Да бог с ними, главное, человек жив!

Телефонный автоответчик - для тех, кто находится по другую от нас сторону линии связи - несомненно благо. Но когда необходима срочная помощь, а в трубке магнитофон без конца прокручивает дежурную фразу, это любого может вывести из себя.

- А что делать? - разводит руками Валентина Петровская. - И у нас бывают ситуации, когда все телефонные линии перегружены...

Вместе с нею мы входим в небольшой кабинет, в котором беспрестанно трезвонят телефоны. Здесь, где дежурные фельдшеры принимают вызовы, мне доводилось бывать и раньше - лет десять назад. Признаться, с тех пор немногое изменилось. Чувствуется, конечно, что недавно провели ремонт - чистенько, светло. Впрочем, после капитального обновления теперь все помещения центральной подстанции выглядят, как новая копейка. Но и сейчас на таком горячем участке как диспетчерская стоят все те же тоновые телефоны. Одинокий компьютер примостился в сторонке - здравствуй, 21 век...

- Да-да, оборудование все то же, - сокрушается Валентина Александровна. - Все пороги отбиваю, чтобы у нас появилась автоматизированная система навигации. Она позволяет сразу заносить в компьютер информацию: на кнопку нажал - и вызов тут же ушел на ту или иную подстанцию. А на электронном табло - полная картина передвижения наших машин... Во всех крупных городах Северо-Запада такая система уже давно работает. Сейчас у нас что происходит - дежурный принял вызов, после этого передает диспетчеру, который контролирует наличие свободных бригад, звоним на подстанцию. А там тоже - пока запишут информацию от руки... Время же уходит.

И проблема только обостряется. В последние годы немало времени крадут у врачей пробки на улицах Мурманска. Нынешний водитель и "скорой" дорогу не уступит (и нет того в голове, что, может быть, она торопится к его родственнику). Автоматизированная система навигации, по мнению, Петровской, отчасти помогла бы и в таких ситуациях, позволила бы предупредить водителя о заторе на пути, подсказать ему объездной путь. Есть у медиков надежда, что принятая в рамках нацпроекта программа, связанная с дорожно-транспортными происшествиями, поможет наконец такой системой обзавестись. И давно бы пора.

"Да когда же приедете в конце-концов?!" Увы, но таких звонков бывает немало.

- По приказу министерства машина "скорой" должна приезжать в течение двадцати минут. С учетом этого в свое время и были расположены подстанции. Но ведь случаи все разные, и не каждый вызов предполагает сиюминутное прибытие бригады Когда происходит ДТП, несчастный случай в общественном месте или на улице, опозданий у нас не бывает, - говорит Валентина Петровская. - А если головная боль, которая не угрожает жизни? Вот диспетчер получил практически одновременно два звонка, выяснил картину состояния больных - естественно, он направит машину в первую очередь к тому, кому помощь нужна немедленно. Значит, второму придется какое-то подождать... Знаете, часто звонят и говорят: "С сердцем плохо". Но ведь это может означать все что угодно. А нам важно знать, какая боль, сколько времени она длится, с чем ее связывает больной, чем болел раньше. И не стоит возмущаться вопросами - без них мы не сможет поставить предварительный диагноз и дать правильные рекомендации, что делать, пока не приедет бригада.

В среднем за сутки на Мурманскую станцию поступает около восьмисот звонков. Но машины с красными крестами выезжают только на половину из них. Ведь очень часто люди пользуются телефоном "скорой" в качестве справочной службы, чтобы узнать, как работает та или иная поликлиника, как попасть в больницу, как найти врача, в какой аптеке есть необходимое лекарство... А минуты - для кого-то, быть может, решающие - уходят. И кто-то, нуждающийся в срочной помощи, быть может, слышит голос автоответчика... Берегите время "скорой"! Для всех сторонних вопросов существует справочная служба 003. Всего-навсего набрать лишний ноль - а тревожная служба вздохнет чуть свободнее. И чья-то просьба о помощи поступит вовремя.

Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская городская клиническая больница скорой медицигской помощи. Заместитель главврача Валентина Петровская.
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская городская клиническая больница скорой медицигской помощи.
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская городская клиническая больница скорой медицигской помощи. Вызов принят: по машинам!
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская городская клиническая больница скорой медицигской помощи.
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская городская клиническая больница скорой медицигской помощи.
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская городская клиническая больница скорой медицигской помощи.
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская городская клиническая больница скорой медицигской помощи. Кардиолог Денис Павлов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская городская клиническая больница скорой медицигской помощи.
Ольга НУРЕЕВА