Прочитав публикацию заместителя председателя комитета по образованию и науки областной думы Тамары Мосеевой "Если общество цивилизованно" ("МВ" за 18. 03. 2008 г.), посчитали важным присоединиться к обсуждению проблемы образования детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья на страницах газеты.

Современная статистика жестока: по данным ООН в мире насчитывается более 450 миллионов людей, имеющих нарушения в психическом или физическом развитии, что составляет более одной десятой жителей планеты. А это значит, что каждый день на свет появляется малыш с нарушением зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта.

Сегодня это проблема не отдельно взятого города, региона или страны, а общемировая. И от каждого из нас зависит, насколько жизнь, развитие, успешность "исключительного" ребенка состоится.

Настало время решать вопросы специального образования на уровне не отдельно взятых ведомств и структур, а в рамках существующей законодательной политики государства. Необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, внести ряд изменений и дополнений в областной закон "Об образовании в Мурманской области" - в части обеспечения права на образование людей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку их проблемы сегодня остаются достаточно острыми. На наш взгляд, это может быть отдельная статья в областном законе, например, "Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья" или дополнения в разных статьях.

Так, в региональном документе не прописана нормативная база для оказания коррекционной помощи таким детям уже в раннем возрасте. Закон должен установить право каждого ребенка на получение образования в раннем возрасте. Отсутствие единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях, в консультировании семей, воспитывающих таких ребят, приводит к тяжелым последствиям. И если таким малышам будет оказана комплексная помощь, большинство из них смогут обучаться дальше в общих образовательных учреждениях.

Сегодня отсутствует банк данных о детях с ограниченными возможностями здоровья (за исключением детей-инвалидов), что, безусловно, осложняет контроль за их зачислением в детсады и школы , а также за их обучением.

Необходимо обозначить учебные заведения, в которых они могут получить образование, дополнительно к тем, что перечислены в федеральном законе. Имеются ввиду возможности интегрированного обучения, в условиях учреждений социального обеспечения, а также лечебных стационаров.

Одно из приоритетных задач специального образования - определение механизма реализации межведомственного взаимодействия в решении вопросов обучения, воспитания и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако здесь также необходима разработка законодательной базы.

Качественная работа службы сопровождения ребят с ограниченными возможностями здоровья в регионе не только поможет многим из них получить образование, но также решить ряд сложных социальных ситуаций.

Анна ГУЩИНА, Ирина ДРУЗЯКИНА