Начало этого месяца для многих мурманчан стало необычным. Особенно для тех, кто неравнодушен к тому, как выглядит родной город. А чем встречает он гостей? Ежедневно через железнодорожный и автовокзалы идет большой пассажиропоток. В двух шагах от вокзального шпиля площадь Пять Углов, на которой расположена одна из главных достопримечательностей Мурманска - гостиница "Арктика".

С первого июля здание приобрело, мягко говоря, странный вид: превратилось в огромный рекламный щит. Мало кого оставляет равнодушным сия картина. Но стоит отметить, что мнения резко различаются. В эти погожие деньки на площади традиционно многолюдно, и горожане охотно общались на эту тему, оглядываясь на исполинское здание.

- Это возмутительно! - горячо говорит Светлана Шарова. - Я родилась в Мончегорске, а в Мурманске живу с 70-х. Работала проектировщиком в "Гражданпроекте". На месте "Арктики" в ту пору стояла бытовочка, потом возвели гостиницу. На мой взгляд, она вообще не смотрится на фоне окружающих строений. А сейчас, когда всю завесили рекламными растяжками, и вовсе глядеть противно!

- И ладно бы реклама была разная, - подхватывает прохожий, услышавший наш диалог. - А то все "Сейдом" забито!

Да, самое высокое здание в мире за Полярным кругом, в центре самого большого в мире города в этих широтах встречает теперь гостей заполярной столицы... гигантской рекламой стройматериалов.

- А что? Молодцы! Реклама - двигатель торговли, - рассуждает мурманчанин Валерий Крупин. - Есть средства на такой способ заявить о себе - вот и отлично. А то что же: любоваться на облезлый фасад? Хорошо, что прикрыли баннерами, я одобряю. А другие фирмы пусть конкурируют за рекламные площади - рынок открыт.

Монтажом конструкций на фасаде занимался питерский "Союз профессиональных бригад". Прораб этой организации Илья Евдокимов резонно заметил:

- Внешний вид гостиницы сейчас действительно непрезентабелен. Внутри ведутся реконструкционные работы. Стекла грязные, битые. Баннеры висели здесь с зимы, только в свернутом виде, пока улаживались нюансы с документацией. Сейчас мы каждую растяжку расправляем, ведь за зиму они все сморщились. В свернутых рулонах была дождевая вода, талый снег. Удерживающие веревочные конструкции тоже повредились, перетерлись.

Почему именно питерцы? Как пояснили в ООО "Медиа-консалт", предоставляющей рекламные площади на фасаде гостиницы, у мурманских агентств нет разрешения на проведение таких работ. 1 июля вступил в силу контракт, заключенный между компанией "Сейд", руководством "Арктики" и "Медиа-консалтом". Срок его действия ограничен временем начала фасадных работ. То есть баннеры снимут только тогда, когда приступят к обновлению внешнего вида "Арктики".

Разрешение на размещение рекламы выдает специальный отдел городской администрации. Как же вышло, что лепестки гостиницы стали щитом для изображений кисточек, краски и обойного клея? Ладно на торцах зданий, но ведь завешена почти вся лицевая сторона.

- Этой картине предшествовало получение двух документов, - разъяснил начальник отдела Михаил Лефтер. - В соответствии с федеральными и региональными законами, а именно они и регламентируют деятельность нашего ведомства, компания "Сейд" сначала заключила договор с руководством гостиницы. Это федеральный закон "О рекламе", статья 19. На основе этого контракта мы выдаем разрешение на размещение рекламы. Вот два основных документа. Мы не можем отказать в выдаче бумаг, хотя понимаем озабоченность горожан. Таково законодательство. Оно не ограничивает, к примеру, процент занимаемой на здании площади. Но этот закон предусматривает право на монополию. И пункт 5.3 статьи 19 поясняет: "У одного лица или фирмы не может быть задействовано более 35 процентов - теперь внимание! - от общей площади информационных полей на территории всего города". В данном же случае мы наблюдаем монополию лишь на одном здании. А такой нюанс законом не предусмотрен.

Что ж, мои собеседники, отдыхающие под громадными полотнищами строительной компании, с удовольствием обсуждали и "Арктику", и "Сейд". Группка студентов разошлась не на шутку:

- Скоро Мурманск весь изуродуют. Рекламами, строительством никому не нужных гипермаркетов и торговых павильонов. Мы потеряем нашу изюминку Севера, станем очередным безликим мегаполисом. Уж если и прикрывать строительный срам, то чем-нибудь более приятным: детскими рисунками, фотографиями края, социальной рекламой...

Напомним, ремонт одной из главных достопримечательностей города продлится еще два года. Он будет проведен впервые после постройки гостиницы. Внутри увеличат количество лифтов, заменят коммуникации, инженерные системы, в том числе усовершенствуют систему пожарной безопасности. В планах также наладить оборудование для самоэнергообеспечения. Будет утеплен фасад, заменены окна и, возможно, часы. Проект курирует столичная управляющая компания "Азимут менеджмент групп". В сети ее отелей - гостиницы в Петербурге, Уфе, Астрахани...

Я поинтересовалась у друзей, живущих в этих городах, как же там решают проблему с "прикрытием" ремонта крупных строений?

- Завешивают здание тканью с изображением окошек и колонн, - в один голос отвечали мне питерцы и астраханцы. - Рекламу же размещали на торцах или небольшими плакатами.

Людмила БУТКОВА