Лето в разгаре, молодёжь отдыхает. Дискотеки, кино, бары, кафе, летние обновления гардероба. Все эти удовольствия требуют немалых капиталовложений. Родители недовольно смотрят в грустные глаза своих чад и назидательным тоном говорят: «С тобой одни растраты!». Молодым людям многого хочется, но за материальной поддержкой можно обратиться лишь к родителям. Есть и альтернатива - устроиться на работу.

Работодатели охотно привлекают молодые кадры на лето. Многие сотрудники компаний в это время года уезжают в отпуска. На выручку приходит энтузиазм молодёжи. Плюсов у юных работников много: если возникнут проблемы, с молодыми их всегда легче уладить, чем со взрослыми. Неопытным работникам также неважны записи в трудовой книжке, да и к размеру зарплаты они не так взыскательны. Иной студент или старшеклассник вполне готов трудиться и за 4 тысячи в месяц.

Некоторые подростки начинают работать, едва им исполняется 14 лет. Паспорт в руки и… Тут возникает вопрос: а куда же идти, кто расскажет, кто подскажет? В Мурманске есть городской центр занятости населения, управление государст-венной службы занятости населения Мурманской области, молодёжная биржа труда.

Однако зачастую молодые соискатели обращаются к объявлениям. Не секрет, что первым делом отсеиваются объявления с небольшой зар-платой. Но стоит опасаться и таких предложений, где обещают платить нереально большие суммы. Вот, например, тексты такого шаблона: «Работа на улице, несколько часов в день, оплата 500 рублей в день, возможность карьерного роста!!!». На самом деле за этим призывом скрывается «вакансия» продавца потрепанных книг в палатке возле остановки.

Тысячи предложений ждут в Интернете. Стоит набрать «работа в Мурманске», и поисковики выдают сотни сайтов. Но радоваться сразу не стоит: большинство из подобных предложений - «лохотрон». Стандартный вид такого объявления: «Независимый менеджер, удалённая работа. Требования: возраст от 18 до 60 лет, образование не важно, опыт работы не требуется, зарплата 20 тысяч рублей».

Я отправила своё резюме на указанный в одном из таких объявлений электронный адрес. Через 15 минут пришло длинное письмо, в котором очень подробно, красиво и крайне убедительно описывалась суть работы. От меня требовалось перевести на счёт организации 200 рублей. Спустя месяц мне должна была прийти бандероль с дисками, на которых находятся отсканированные рукописи. Следовало их перепечатать и отослать обратно. В письме пояснялось, что рукописи эти хранятся в фондах библиотеки МГУ, размеры архива сокращаются, надо срочно переводить тексты в электронный вид. Сомневаюсь, что в самом МГУ об этом знают: ни через месяц, и позже бандероль ни прислали. Как не вернули и денег, переведенных на банковский счет.

Молодежь, падкую на легкие деньги, должна настораживать готовность фирм платить высокие зарплаты людям без опыта работы. Поиски вакансий в газетах и Интернете занимают много времени, и далеко не все компании, предлагающие работу, отличаются надёжностью. Поэтому молодежь и подростки всё чаще обращаются к организованным способам поиска. Специализированные центры и управления могут предложить хорошо оплачиваемую работу и надежных работодателей. Вакансии разнообразные: можно устроиться на должность помощника секретаря в фирме, но чаще требуются те, кто готов мыть окна и мести улицы. Только медлить соискателю не стоит: обширный список достойных рабочих мест долго не хранится. Летние вакансии расхватывают, как горячие пирожки. А процесс оформления документов, стоит помнить и об этом, может отнять много времени, до месяца.

В июле мурманская молодежная биржа труда смогла предложить мне единственную должность уборщицы в больнице с учётом того, что я ищу временную работу, на месяц. Пришла бы в мае - выбор был бы шире.

Минусы летней работы на этом не заканчиваются. Трудности поиска преодолены, да только стрессы ждут и на рабочем месте. Надо быть готовым к тому, что работодатели зачастую безалаберно относятся к временным сотрудникам. «Забывают» спросить санитарную книжку, редко интересуются навыками работника, неохотно выплачивают заработанные деньги. Зато не брезгуют лишний раз оштрафовать или сделать выговор. Трудности в работе возникают также по неопытности молодых кадров. Приходится на ходу схватывать азы профессии: каким русским размерам соответствуют европейские, какие характеристики у данной модели телефона или кондиционера. Клиенты редко относятся с понимаем к такому обслуживанию, обвиняют в нерасторопности и даже хамстве.

Не от хорошей жизни студент после экзамена бегает с подносом. Юноши и девушки просто стремятся к самостоятельности. На мой взгляд, похвальное рвение. А чем журить за плохое обслуживание, может, лучше пожалеть бедолагу? Он, скорее всего, только пробует себя на «взрослость».

Мария ПАШЕНКОВА