«День пассажира» прошел в минувшую пятницу на Октябрьской железной дороге - филиале ОАО «РЖД». В этот день в одно и то же время в течение двух часов руководители пассажирского комплекса магистрали отвечали на вопросы граждан на всех четырнадцати вокзалах Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов.

Состоялось это мероприятие, естественно, и в Мурманске. Начальник нашего вокзала Владимир Кузьменко был готов ответить на вопросы пассажиров. Однако те, с чемоданами, баулами и цветами, возбужденной толпой проходили мимо его кабинета, покидали вокзальное помещение и растворялись на городских улицах. С вопросами к начальнику никто не спешил. Что, впрочем, не удивительно.

Во-первых, подобные встречи проходят здесь еженедельно - по пятницам с 10 до 12. Которые, как гласит висящее на стене объявление, так и называются: «День пассажира». Так что, если возникают какие-то претензии, вопросы или жалобы, то у людей есть постоянная возможность их изложить, не дожидаясь «особого случая».

Во-вторых, сейчас, когда основной поток стремящихся «на юга» уже схлынул, обращений вообще бывает мало. В основном они касаются проблем с билетами на нижнюю полку, помощи инвалидам и так далее. Билетные вопросы, кстати, с апреля прошлого года перешли в ведение Санкт-Петербургского железнодорожного агентства. И начальник кассы, который находится рядом, за стенкой, также ведет прием посетителей. Но не отказывает в помощи и начальник вокзала, если пассажир, не разобравшись в тонкостях, кто за что на железной дороге отвечает, обращается непосредственно к нему.

Ну и, наконец, наша железнодорожная станция - тупиковая, поезда с нее отправляются только на юг. Оттого пассажиропоток сравнительно небольшой, и все вокзальные услуги, которые могли бы здесь быть предоставлены, давно отлажены.

В общем, за то время, пока мы беседовали с Владимиром Кузьменко, никто так и не отвлек нас от разговора. Пришла же я к нему и как журналист, и как потенциальный пассажир с таким вопросом: а изменится ли когда-нибудь сам вокзал? Или так и будем его, один из символов областного центра, проскакивать с чемоданами в руках, потому что ничего особо примечательного в нем нет?

Ответ на этот вопрос был интригующим: да, знакомое всем мурманчанам зеленое здание ожидает реконструкция. Над планами его преображения трудится сейчас «Мурманскгражданпроект». Все дело в финансировании. А оно будет, когда попадем в инвестиционную программу ОАО «РЖД». Хотя вопрос о реконструкции стоит давно. Если все нормально сложится, то в 2009 году начнутся работы, пообещал Кузьменко. На всю модернизацию уйдет года три-четыре.

Что получим в результате?

Начальник вокзала с увлечением стал описывать то, к чему стремится, что хотел бы видеть в стенах вверенного ему учреждения, какие дополнительные услуги и удобства должны получить не только пассажиры, но и жители Мурманска.

- Мы хотели бы пересмотреть все помещения, которые здесь находятся, и по функциональности приблизить их к европейским стандартам. Чтобы было удобно всем: и инвалидам, и старым, и малым! Поэтому будем оборудовать пандусы, лифты. Планируем сделать два зала ожидания, причем один станет двухуровневым, а также расширить гостиницу, повысить комфортность номеров в ней, открыть VIP-зал. Ресторан хотим осовременить, чтобы был привлекателен не только своими размерами - для банкетов и поминок. Но чтобы посетители в любой ситуации могли с удовольствием в нем отдохнуть. Должны появиться у нас крытые платформы и крытый железнодорожный мост. Все хотим сделать так, чтобы людям было удобно.

И вообще, сейчас назначение вокзала меняется. На него надо уже по-другому смотреть, считает Владимир Анатольевич:

- Он может взять на себя и совсем иные функции. И тогда мурманчане станут приходить сюда не только в качестве пассажиров, которым необходимо лишь уехать-приехать, но и за тем набором услуг, что предоставляют, скажем, в бизнес-центре.

Вот ведь какая метаморфоза выходит, подумалось мне, когда возвращалась в редакцию. Изначально, до середины XIX века, вокзалами назывались увеселительные заведения, где играли оркестры, отдыхал и развлекался народ. В 1836 году в Павловске был построен первый в современном смысле вокзал - пункт посадки пассажиров в поезда, следовавшие из Царского Села в Петербург. Общество Царскосельской железной дороги выстроило там же залы для балов и концертов. Теперь же, 170 лет спустя, тяготеют вокзалы к деловой жизни. «Воспользуйтесь услугами бизнес-центра нашего вокзала, чтобы сделать вашу поездку максимально эффективной» - такие объявления, едва выбравшись из вагона, видим мы теперь, прибывая в столицу и другие крупные города. Вот и Мурманск от этого веяния времени отставать не собирается.

А может, наступит время, когда и оркестры вновь вернутся под вокзальную крышу? То-то бы получилась «петля времени»! Впрочем, поживем - увидим.

Галина ДВОРЕЦКАЯ