Первые школьные деньки, овеянные праздничным настроением - пока нет контрольных, бескомпромиссных опросов и «неудов», как все приятное, пролетают быстро. Жизнь входит в будничное русло: уроки сменяются переменками… Но и школу в целом тоже ожидают новые перемены. Какие? Об этом читателям рассказывает заместитель председателя областного комитета по образованию Наталья Карпенко.

- Сейчас одно из важных направлений нашей работы - расширение сети ресурсных центров для школьников, занимающихся по программам профильного обучения. Первые пять появились в прошлом учебном году, а в нынешнем откроется еще тринадцать. Они создаются на базе общеобразовательных школ - победительниц конкурсов нацпроекта «Образование» и тех, которые имеют высокие результаты в подготовке учеников. В ресурсных центрах могут заниматься старшеклассники из разных школ. Работают там самые квалифицированные кадры - учителя высшей и первой категорий. Кстати, в Полярном их даже отбирали по конкурсу.

С появлением ресурсных центров, по сути, начался планомерный переход к школе старшей ступени, то есть гибкой модели индивидуального обучения, когда у ученика есть возможность выбрать, какие курсы ему нужны в качестве профильных, а какие - в качестве базовых и факультативных. Для этого, естественно, необходимы соответствующие условия. В Оленегорске, Ковдоре и Полярном в нынешнем году поступили так: собрали всех десятиклассников города в одной школе. В первую очередь, это сделано, чтобы создать условия для современного образования. Ведь школа старшей ступени требует особенно крупных материально-технических, информационных затрат, высококвалифицированных кадров, которые должны обеспечить старшеклассникам, ориентированным на дальнейшее профессиональное образование, возможность получить глубокие знания.

- Нынешний учебный год завершает реформу образования в той части, которая касается выпускных экзаменов. В чем суть предстоящих изменений? В частности, не предполагается ли отменить ЕГЭ по математике? Предложений на этот счет высказывалось в прессе немало.

- Действительно, до сих пор единый госэкзамен проводился в порядке эксперимента, но с 2009 года он переходит в штатный режим. Поэтому выпускники должны иметь в виду: рассчитывать на дополнительный балл, который по обязательным предметам - русскому языку и математике - мог превратить двойку в проходную тройку, не приходится. А без заветного сертификата ЕГЭ нельзя будет поступить в вузы, которые со следующего сентября полностью переходят на двухуровневую систему (бакалавриат - магистратура). Отменят ли ЕГЭ по математике, пока сказать сложно: никаких официальных подтверждений этому нет. Но если опираться на опыт предыдущих лет, то мы видели, что материалы госэкзамена только усложнялись. Правда, в прошлом учебном году для выпускников гуманитарных классов была введена своя, менее строгая, шкала перевода набранных на экзамене по математике баллов в итоговую оценку, которая шла в аттестат. При поступлении во многие гуманитарные вузы в расчет берется именно она, а не набранные баллы, и такой механизм, конечно, является большим преимуществом для абитуриентов. Надо полагать, формат госэкзамена по всем предметам будет уточняться. Но подробнее об этом можно будет говорить, когда поступит новое положение о нем. Пока можно сказать одно: преждевременно расслабляться старшеклассникам не стоит.

- Давняя проблема - разница образовательных возможностей в отдаленных населенных пунктах и городах. Можно ли ее сократить?

- Сделать это позволяет Интернет. Сегодня школы даже самых отдаленных районов Кольского края могут получать консультации в тех же ресурсных центрах, участвовать в исследовательских проектах, обмениваться опытом работы. В дальнейшем дистанционное обучение будет развиваться все более активно.

Для этого ряд образовательных учреждений, широко использующих современные коммуникационные технологии, получат статус школ информатизации. Такие информ-школы начнут действовать, в частности, в Кировске, Кандалакше, Мончегорске, и образовательные учреждения «отдаленки» будут связаны с ними через Интернет. В нынешнем году этой форме роботы будет уделено особое внимание, поскольку все школы области обеспечены доступом к глобальной сети, но появившиеся возможности далеко не каждая использует на сто процентов.

- Сейчас довольно активно обсуждается то, что нацпроект «Образование» планируется перевести в статус регионального. В результате субъекты Федерации уже не будут получать субсидии, которые шли из федерального центра на его реализацию. В том числе, кстати, и оплата Интернета перекладывается на областной бюджет. Не возникнут ли у школ проблемы в этом отношении?

- Действительно, планируется, что национальные проекты перейдут в статус федеральных программ, которые, естественно, будут иметь дальнейшее продолжение. Ряд позиций нацпроекта станет реализовываться силами регионов. Так, с ноября уже начнется поэтапное прекращение федерального финансирования школьной интернет-сети. Но проблем не будет: областным бюджетом предусмотрены средства, которые потребуются на это в нынешнем и следующем годах. Так что доступ школ к Интернету будет бесперебойным и объем трафика не уменьшится.

- Есть ли у нас школы, которые с нынешнего года преобразованы в иные формы образовательных учреждений?

- Да, например, Зеленоборская. Она теперь стала санаторной школой-интернатом для детей с заболеваниями органов дыхания, желудочнокишечного тракта и часто болеющих. За смену она может принять шестьдесят школьников, которые будут приезжать со всей области. Появится новое направление в работе областного центра психолого-медикосоциального сопровождения - педагогическая и психологическая коррекция несовершеннолетних, употребляющих наркотики. Кстати, специально для этого было закуплено современное оборудование.

- И последний, так сказать, дежурный вопрос, волнующий многих родителей: не предвидится ли сокращения школьной нагрузки?

- Если подходить объективно, то согласитесь, что нагрузка на ученика возрастает к старшему классу. Но гибкое построение программы профильного обучения как раз и позволяет ее снизить. Подросток сам сможет выбрать - какие предметы ему следует изучать более глубоко, поскольку они понадобятся для поступления в вуз, а какие достаточно и на базовом уровне. На снижение школьной нагрузки нацелены и новые стандарты образования.

Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Ольга Нуреева