Директор девятой мурманской гимназии (бывшей школы № 51) Виктор Мигун с удовольствием вспоминает времена пятилетнего участия своего коллектива в эксперименте федерального уровня по созданию школы-гимназии. На дворе стояли тяжелые девяностые, учреждения образования страдали от безденежья, а 51-я…

- Мы замыкались тогда на областной комитет по образованию и министерство, - рассказывает Виктор Николаевич. - Средств хватало, чтобы приглашать преподавателей из Норвегии, Америки, из отечественных столичных вузов. Работали у нас тогда и освобожденные классные руководители. В каждом классе - свой наставник, который занимался только воспитанием, только повседневной работой с учениками и родителями! Это было здорово!.. Правда, потом из-за наших законов мы оказались в неудобном положении. Те годы не были засчитаны им в педстаж, ведь по закону такой должности, как классный руководитель, - нет.

Школа на улице Ивченко открылась в 1988 году, и на днях коллектив отметит юбилей. Мигун возглавляет ее с первого дня. Изначально она замышлялась как учебное заведение с углубленным изучением языков. Начали с английского, вскоре ввели второй иностранный - немецкий или французский по желанию ученика. Потом выбор стал еще шире - добавились «соседские» норвежский, финский и шведский. Поэтому-то и приглашал директор в счастливую пору эксперимента преподавателей, для которых эти языки были родными, - чтобы ребята слышали, как те звучат по-настоящему.

Но прошли годы, и сейчас уже во многих школах иностранному придают большое значение. Чем же нынче отличается девятая гимназия от других мурманских учебных заведений? На этот вопрос директор ответил, что она единственная, где официально преподается финский язык. Один из труднейших, заметим, языков мира.

- А если ребенок захочет третий язык осилить?

- Пожалуйста. Есть факультативы - можно и третий. И изучают!

Изучают, кстати, не из любви к «чистому знанию». Чем больше знает человек языков, тем шире перед ним распахивается мир. Раньше, говорит Виктор Николаевич, владение иностранным было профессией, а теперь стало дополнением к ней. Но дополнением очень веским, дающим возможность найти интересную, достойно оплачиваемую работу. Современные дети это прекрасно понимают. Многие выпускники 9-й гимназии благодаря умению общаться на чужом языке сумели найти интересную работу, а некоторые продолжают образование в вузах Скандинавии, США, Англии, Германии и других стран. В общем, в умении видеть цель, упорстве и способностях здешним ребятишкам не откажешь. Не нахвалятся учителя, например, успехами шестиклассника Филиппа Нтазимила. Этот мальчишка стал в нынешнем году победителем в группе юниоров на выставке-конференции школьников «Юные исследователи - будущее Севера». Победу ему принесла работа по лингвистике, написанная, между прочим, на английском.

Поинтересовалась я и техническим оснащением уроков иностранного.

- Вот новый лингафонный кабинет за 700 тысяч рублей купили. Самое современное оборудование, - с гордостью сообщил директор.

Лингафонный кабинет приобрели, кстати, на грант, полученный за победу во всероссийском конкурсе 2008 года среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Мы застали в нем шестиклассников, которые осматривали новенькие мощные компьютеры и примеряли наушники. Завуч Наталья Галеева сказала им, что после каникул они уже будут заниматься в этом кабинете. «Клево!» - коротко, но эмоционально оценили ребята. Видимо, с молодежного это надо перевести так: учиться станет интереснее!

Вообще-то, сами компьютеры здесь не в новинку и служат они на уроках по разным дисциплинам. Более того, Виктор Мигун не склонен придавать им решающее значение. Подспорье, конечно, полезное, шагать в ногу со временем необходимо, но тот же язык можно выучить и без больших технических ухищрений. Главное все-таки - желание ученика да хороший преподаватель. А в этой гимназии таких преподавателей хватает.

О кадрах очень высоко отзывается и завуч Наталья Галеева, которая сама, кстати, ведет английский.

- У нас замечательный учительский коллектив, очень творческий, - рассказывает она и знакомит меня с некоторыми педагогами.

Нина Ершова, преподаватель английского и немецкого, после пединститута вернулась в гимназию, где сама когда-то училась. А почему бы не вернуться? И коллектив педагогов, и директор хорошо знакомы, да и стены все те же, родные.

- Поначалу, даже странно чувствовала себя на учительском месте, - признается она, - ведь работаю я здесь второй год, а училась все одиннадцать.

Надежда Серзина двенадцать лет уже преподает в гимназии финский язык. Дети, говорит, изучают его с большим удовольствием. Да, он очень трудный, но такой своеобразный! И Надежда Александровна увлеченно стала расписывать мне своеобразие финского языка…

- Наши гимназисты не только в языках преуспевают, - говорит мне Виктор Мигун. - Мы и единый госэкзамен сдаем с высокими результатами по всем предметам.

О прочих успехах свидетельствуют грамоты и дипломы, развешанные по стенам директорского кабинета: за высокие результаты в городских предметных олимпиадах, например, или за активную пропаганду здорового образа жизни. Этому, кстати, в гимназии уделяется большое внимание. На базе двух спортзалов здесь работают четыре спортивные школы, где ребята занимаются футболом, волейболом, баскетболом и спортивной гимнастикой. В планах - преобразовать свою спортивную площадку в стадион со стандартным футбольным полем, благо площадь позволяет. Да еще бы с искусственным зеленым покрытием!.. Союзников в этом гимназия себе уже нашла: городской комитет по образованию и управление по делам ГО, ЧС и пожарной безопасности Мурманской области.

Внимание последнего не случайно. Недавно в этом же здании, на Ивченко, 15, открылось заочное отделение Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС. Уже начались занятия первокурсников, среди которых есть и выпускники гимназии. Присматриваются к работе эмчээсников и нынешние старшеклассники. Многих заинтересовала недавняя презентация заочного отделения: в гимназию приезжали на своих машинах пожарные - показывали и давали пощупать свой боевой инвентарь, отвечали на вопросы. Ведь один из открывшихся факультетов как раз готовит специалистов по пожарной безопасности. Так что к языковой профориентации гимназистов добавилось еще и равнение на МЧС.

Фото: Ещенко С. П.
Девятая мурманская гимназия.
Фото: Ещенко С. П.
Девятая мурманская гимназия.
Фото: Ещенко С. П.
Девятая мурманская гимназия. Иван Буравлев.
Фото: Ещенко С. П.
Девятая мурманская гимназия. Завуч Наталья Галеева с шестиклассниками.
Фото: Ещенко С. П.
Девятая мурманская гимназия. Егор Когут, Сергей Кувшинов.
Фото: Ещенко С. П.
Девятая мурманская гимназия. Юля Майкова, Ангелина Макарчук, Екатерина Сосенкова.
Фото: Ещенко С. П.
Девятая мурманская гимназия. Юля Майкова, Ангелина Макарчук, Екатерина Сосенкова.
Фото: Ещенко С. П.
Девятая мурманская гимназия. Филипп Нтазимила.
Фото: Ещенко С. П.
Девятая мурманская гимназия. Филипп Нтазимила.
Фото: Ещенко С. П.
Девятая мурманская гимназия. Максим Тарабарин.
Галина ДВОРЕЦКАЯ