Часто увлечение ребенка, подкрепленное работой в кружках и секциях, куда спешит он после уроков, определяет его будущую профессию, становится делом всей его жизни.

- Кто из вас не посещал кружок в детские годы? Вот и я со школьной поры увлеклась патриотической работой - и до сих пор занимаюсь ею, - призналась начальник отдела комитета по образованию города Мурманска Людмила Ананьина, выступая на пленарном заседании научно-практической конференции в областном институте повышения квалификации работников образования и культуры. Конференция проходила в рамках празднования 90-летия государственной системы дополнительного образования детей и была посвящена воспитанию творческой личности.

Ректор института Надежда Ткач в своем докладе рассказала о том, как развивалась эта система. Кружки для детей начали открываться в стране в еще 1918 году - на базе рабочих клубов, домов культуры и кинотеатров. Первый дом пионеров на Кольской земле появился в Кировске в 1936 году. До войны дополнительное (внешкольное) образование имело в основном военно-патриотическое направление. В 60-е годы детей ориентировали на будущую трудовую деятельность. В 70-е вновь возобладало военно-патриотическое воспитание, которому и до сих пор уделяется большое внимание. 80-е годы отмечены появлением новых домов пионеров в гарнизонных городах, нынешних ЗАТО, а в 90-е в нашем крае, как и по всей стране, стали открываться многопрофильные центры творчества, где каждый ребенок мог найти себе занятие по душе.

В трудные перестроечные времена нашей области удалось сохранить систему дополнительного образования. Дома пионеров стали называться иначе, но не закрылись. По-прежнему спешат туда после уроков мальчишки и девчонки, чтобы учиться петь, танцевать, рисовать и многому другому - иными словами, чтобы развиваться, получать знания и умения сверх определенных школьной программой. Сегодня в области действует 79 учреждений дополнительного образования, в которых занимается около 70 тысяч детей и подростков. Наиболее развита у нас сеть спортивных школ, кружков и секций, которые пользуются большой популярностью. Однако прозвучавшие в выступлении Надежды Ткач цифры заставляют задуматься: а не пора ли всерьез записывать в такую секцию, приучать к физкультуре буквально каждого ребенка? Положенных в школе двух часов «физры» в неделю явно недостаточно. Ведь по качеству общего образования среди субъектов РФ наша область находится на 4-м месте, а вот по уровню здоровья детей - лишь на 57-м…

Много в Заполярье и художественно-эстетических кружков, студий, объединений. А вот спортивно-технических, научно-технических, эколого-биологических меньше, чем надо бы. И не только потому, что они нередко требуют солидного финансирования. Остро не хватает педагогических работников, обладающих соответствующими специфическими навыками и умениями.

Впрочем, как выяснилось из дальнейших выступлений, кадровая проблема вообще характерна для этой сферы. Оклад работника дополнительного образования скромен - как было сказано в одном из выступлений, в разы меньше, чем у педагога, ведущего уроки в основной школе. Трудно в такой ситуации и подыскать, и удержать молодого специалиста.

И тем не менее конференция собрала в институте полный зал энтузиастов своего дела - им было чем поделиться друг с другом. А на следующий день, в пятницу, работников дополнительного образования встречал уже областной центр детского и юношеского творчества «Лапландия». Там состоялось награждение лучших педагогов, и в честь праздника был дан праздничный концерт силами их же воспитанников.

Дети пели и плясали, показывали цирковые и спортивные номера. Педагоги с законной гордостью смотрели на дело рук своих и благодарно аплодировали маленьким артистам. В фойе «Лапландии» в эти дни работала выставка, на которой демонстрировались поделки ребятишек, фотоотчеты о жизни домов и центров творчества, кубки и дипломы - свидетельства достигнутых успехов.

Интересный рецепт успеха, кстати, предложил на конференции коллегам педагог дополнительного образования из Снежногорска, финалист конкурса «Сердце отдаю детям» нынешнего года Евгений Михедько. Своему страху, излишней самокритичности и лени, считает он, надо противопоставить вдохновение. Рецепт этот, кстати, одинаково годится как для педагогов, так и для их воспитанников.

Галина ДВОРЕЦКАЯ