Будить в учениках творческую мысль и никогда не гасить ее в себе - это их призвание. И семейная жизнь, та самая, настоящая, когда вместе и радость ощущаешь сильнее, и горе переживаешь легче. Интерес к лавинам, льдами любовь друг к другу много лет назад привели этих людей в Кировск. Давно уже супруги Ржевские, Борис Николаевич и Регина Минеевна, стали настоящими северянами - больше северянами, чем многие из нас, родившиеся здесь. Потому что узнали и полюбили Кольский край и учат этому своих подопечных.

Лавины, льды, ученики и творчество…

Как это все связано, спросите вы. Очень просто. Регина Минеевна преподает географию в школе № 1 Кировска. Ее муж много лет работал в противолавинной службе ОАО «Апатит» и отделе промышленной безопасности, входил в число руководителей городского экологического фонда, когда такие фонды еще существовали. Вместе они организовали не одну исследовательскую конференцию для учащихся, под их руководством уже много лет действует школьный НИИ «Гео». Да-да, НИИ - ни больше, ни меньше.

Кстати, и познакомились-то они в 1965 году на конференции, а точнее говоря, на Всесоюзном съезде гляциологов (специалистов по льду) на озере Иссык-Куль. Борис Ржевский тогда был постоянным участником геологических и гляциологических экспедиций на Кавказе, Памире, Тянь-Шане, зимовал на снеголавинных высокогорных станциях Киргизской ССР, а Регина Закатова работала инженером-гидрологом в гидрометеослужбе Киргизии.

На иссык-кульской конференции Ржевского приметили как хорошего специалиста, нужного для созданной еще в 1936-м в Кировске противолавинной службы. После серьезной катастрофы 1961 года на Юкспорйоке, когда под снегом погибли жильцы одного из домов поселка, за этот вопрос на комбинате взялись с удвоенной силой, потому что осваивались новые перспективные районы добычи апатита - Коашва, Центральный и Восточный рудники. Так и сложилось, что в 1967-м, уже вместе с Региной, они приехали в Кировск - на пять лет, по контракту. А получилось… на всю жизнь.

Почти тридцать лет отработала Регина Минеевна по специальности в противолавинной службе, затем ушла на пенсию. Но разве такие энтузиасты долго «на лавочке» высидят! И устроилась она в 1995 году в школу - географом, благо образование позволяло. Сразу стало понятно, что нашла свое второе призвание. Точнее, третье, если вторым считать семью, а первым - снега, лавины, льды.

С ней скучно не бывает

Что значит - призвание? В данном случае это значит, что как минимум ученики на уроке не скучают. Чего-чего, а скуки на занятиях у Регины Минеевны не бывает: умеет она зажечь в детях интерес к предмету. Еще бы: одно дело, если тебе по учебнику «параграфы» читают, и совсем другое, когда педагог может повести в горы, рассказать об уникальности Хибин, помочь собрать коллекцию редких минералов, показать на практике, как не заблудиться в густом тумане или дремучем лесу… Но ведь немаловажно еще урок провести так, чтобы запомнился! Здесь мотивацией может служить и короткая дискуссия о перспективах разведения страусов в Заполярье, и рассказ о том, как измерить с точностью до миллиметра высоту самого высокого дерева на Земле.

Много таких «изюминок» в запасе у Регины Минеевны. Всего через пять лет работы в школе ей присвоили высшую категорию, что о многом говорит, ведь обычно «восхождение» совершается почти всю профессиональную жизнь. Впрочем, это хотя и приятно, но вовсе не главное для Ржевской. С гораздо большим энтузиазмом она рассказывает о достижениях своих подопечных и работе НИИ. Точнее, рассказывают вдвоем с мужем, ведь они всегда жили интересами друг друга.

А началось все с того, что Регина Минеевна, возвращаясь с уроков, делилась с супругом наблюдениями: мол, есть среди учеников такие, кто в плане любознательности и способностей, как говорится, на голову выше остальных. В общем, родственные души для Ржевских, которых исследовательский азарт никогда не покидал. И тогда Борис Николаевич предложил устроить школьную конференцию, где юные таланты могли бы продемонстрировать, на что способны. Конференцию, которая впервые прошла в 1997 году, так и назвали - «Молодые исследователи Хибин».

Школьный кабинет - в горах

Конференции «выросли» не на пустом месте, конечно. С первых же лет работы в школе Регина Минеевна не ограничивалась общением с ребятами на уроках. Они ходили в походы, и окрестности Хибин стали еще одним кабинетом, где школьники изучали краеведение и экологию. В то время учебных пособий по этим курсам еще не существовало, и именно Ржевские стали заполнять эту нишу. В 1997 году защитили на областном конкурсе соответствующие программы по дополнительному образованию. «Не годится, чтобы наши школьники о полетах в космос или о египетских пирамидах знали больше, чем об истории родного города», - считают Ржевские.

Они сделали ставку на практическую, самостоятельную деятельность учащихся с элементами научного исследования и, что немаловажно, на бескорыстное отношение к выполняемой работе. Так и было организовано научное общество.

С тех пор прошло уже десять лет, можно подводить некоторые итоги. Разные поколения школяров под руководством Бориса Николаевича и Регины Минеевны обследовали за это время четырнадцать объектов вроде родников и заброшенных рудников. Так, они восстановили историю функционирования молибденового, пирротинового, уртитового и ловчорритового рудников, которые эксплуатировались в тридцатые годы прошлого века. Запасы там оказались незначительными, а условия добычи на редкость трудны, поэтому-то и были объекты заброшены. Провели юные исследователи и радиометрическую съемку района ловчорритового рудника, а также бывшей обогатительной фабрики, где из этой руды извлекались уран, торий и другие тяжелые металлы. Пользуясь архивными и литературными источниками, установили, что именно в Хибинах находился первый в СССР урановый рудник.

А еще старшеклассники изучали лавины и сели в ущелье Гакмана и разрабатывали рекомендации по рациональной инженерной защите, совместно с центром санэпиднадзора обследовали родники в окрестностях города. Важным стал эксперимент по рекультивации земли на противолавинной дамбе, сооруженной тридцать лет назад на восточной окраине Кировска. Ее верхняя крутая часть, размываемая дождевыми и талыми водами, никак не может зарасти травой и портит эстетический вид улицы Олимпийской. Дети посадили здесь волоснец песчаный, которым закрепляют откосы хвостохранилищ «Апатита» (посевной материал предоставил отдел охраны природы предприятия). Сейчас, кстати, эксперимент подхватили местные гимназисты, и в сентябре этого года ребята продолжили посадки на дамбе, да еще вместе с родителями.

Проводится и такая полезная работа, как изучение мини-лавин, которые регулярно «прыгают» с покатых крыш многоэтажных домов и представляют реальную угрозу для прохожих. Рекомендации «Гео» доведены до администрации города, в результате несколько лет назад появились на улицах Кировска у стен некоторых домов переносные щиты «Опасно! Падение снега!».

Талант должен быть «на службе»

Долго еще можно перечислять, чем под руководством взрослых в эти годы занимались старшеклассники, которым повезло стать участниками школьного географического общества, то есть НИИ. Вступают в него все желающие, иногда целыми классами. О результатах выполненных работ дети докладывают на различных конференциях, семинарах, симпозиумах. Первая конференция «Гео» прошла, как мы уже сказали, в 1997 году, затем такие встречи стали ежегодными, а с 2002-го их статус поменялся на тематические симпозиумы: «Природа и экология ущелья Гакмана», «Природа и топонимика Хибин» и так далее. Проверку на качество доклады от НИИ прошли на областных конференциях «Шаг в будущее», на молодежных научных конференциях в Апатитах и Норвегии.

Школьный НИИ время от времени выпускает сборники докладов, появились сборники документальных очерков (скажем, «Тайна горы Айкуайвенчорр»), автором которых выступил Борис Ржевский, и учебные пособия - «Географические названия на карте Хибин», где он стал редактором и составителем. Раньше помогал в издании экологический фонд, теперь - администрация города и ОАО «Апатит».

«Отечество мое - Хибины» - так называется самый последний по времени сборник работ школьного общества «Гео». Да, специалисты по лавинам Ржевские сумели сделать так, что множество детей узнало и полюбило свой край. Дело ведь не в том, гляциолог ты или краевед, а может, режиссер любительского театра. Главное - щедро делиться своим талантом.

Фото:
Для Регины Минеевны Хибины - тоже «учебный кабинет». Фото из архива супругов Ржевских.
Зоя КАБЫШ, Кировск.