Процесс создания единого европейского образовательного пространства, инициированный Болонской декларацией, которую в 1999 году подписали 29 стран, скоро будет отмечать свое 10-летие. В соглашении уже участвуют 46 стран, включая Россию, которая присоединилась к нему в 2003 году. К 2010 году все страны-участницы этого соглашения должны подогнать свои образовательные программы под единые международные стандарты.

О том, как это происходит в Норвегии и северном регионе России, шел вчера разговор на открывшейся в МГПУ международной научно-практической конференции «От Болоньи к Баренцу». Собрался широкий круг участников, среди них - представители семи вузов России (из Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелии) и шести учебных заведений Норвегии. Конференция рассчитана на два дня. На ее открытии с приветственным словом обратились к собравшимся и. о. ректора МГПУ Ирина Мещерова, министр образования Мурманской области Василий Костюкевич, председатель комитета по образованию, науке и культуре областной думы Роман Трипольский, руководитель совета по высшему образованию Северной Норвегии Ингер Оксберг Йоханссен и другие. Тема конференции настолько актуальна и животрепещуща, что проблемы, основные вопросы, которые предстояло рассмотреть, были обозначены еще в приветственных речах.

Болонский процесс, несмотря на приближающийся первый круглый юбилей, до сих пор усиленно обсуждается и критикуется во всем мире. И это понятно, ведь он для приведения к одному знаменателю - европейскому диплому предполагает ломку устоявшихся национальных систем образования. Отсюда много вопросов, подсчетов плюсов и минусов, поисков путей решения актуальных проблем.

Одна из таких проблем, которую поминали все выступавшие, это активизация академической мобильности студентов и преподавателей, что означает настоящую серьезную учебу за рубежом.

- Норвежские студенты не только культуру и обычаи вашей страны должны здесь познавать, не только Пушкина изучать, но и получать академические знания, - признавая сильную сторону российской науки, высказал свое видение проблемы старший советник Норвежского центра по международному сотрудничеству в сфере высшего образования Арне Хауген. - Для этого нам надо совместно пройти очень большой путь, чтобы реализовать такие академические обмены.

Норвегия, кстати, присоединилась к Болонскому соглашению гораздо раньше, чем мы, и теперь ситуация в России напоминает им их собственную в начале пути реформы образования.

Кроме языка, знание которого является, естественно, непременным условием обмена студентов (в данном случае речь шла о знании российскими студентами норвежского языка), говорили также и о финансировании этих обменов. Государственной системы для академической мобильности пока нет, есть лишь кошельки родителей да различные международные программы, в которых может участвовать и наша молодежь.

О постепенном переходе от обмена отдельными студентами к обменам между учебными заведениями говорила гостья из Архангельска директор Норвежско-Поморского университетского центра Марина Калинина. Межвузовское взаимодействие более эффективно решает проблемы обменов. Для российских университетов, считает она, настала пора разрабатывать свои планы интернационализации.

Не менее остро стоит проблема двухуровнего образования. И не только в России, в которой оно в общем-то было и есть (второй уровень - поствузовский, аспирантура и защита диссертаций). Наша докторская степень признана Болонской декларацией, и это значимо для нас, это сильная сторона российской науки, прозвучало в выступлении проректора по научной работе и стратегическому планированию МГПУ Андрея Сергеева. Но как нам два рекомендуемых уровня вузовских - бакалавриат и магистратуру - увязать с исконно нашими послевузовскими? Опять же нет полной ясности со статусом бакалавра - об этом и зарубежные коллеги высказались. Кроме того, бакалавр - это хоть первая ступень, но высшее образование. А магистратура - это уже второе высшее? Тогда за него по нашим российским законам надо платить. Что далеко не каждый может себе позволить.

Говорили о роли преподавателя. Из источника знаний он должен превратиться в проводника. Он должен научить студентов самих добывать знания. Для российского менталитета это трудно переварить. Ведь у нас есть такие преподаватели, которые читают студентам свои бесценные лекции да еще грозятся, что больше эту информацию нигде не найти. И, явившись на зачет или экзамен, студент должен показать ему тетрадочку с этими тщательно законспектированными лекциями. А отсутствие заветных конспектов рассматривается как безделье со всеми вытекающими неприятностями. Архаизм? Безусловно, но такой живучий в наших вузах!

Как совместить источник знаний с функциями проводника? Об интеграции лучшего национального в Болонский процесс тоже говорили, но тогда что делать с унификацией? Как прийти к единообразному процессу обучения и следствию его - единому диплому? А, может, пусть будет немного национального в каждой стране, иначе такой безликий космополитизм получится?

Говорили и о роли студента. Его роль, в отличие от преподавательской, - вознесли, возвысили.

- Болонский процесс предполагает совершенно иную философию образования, - прозвучало в выступлении Марины Калининой. - Главной фигурой становится студент! - торжествуя, добавила она.

Но в России по этому поводу торжествуют не все. Некоторые преподаватели сетуют: все с ног на голову поставлено. Да и ментальность нашего студента такова, что он никогда не чувствовал себя равноправным партнером рядом со старшим товарищем, вещающим с кафедры. Но ментальность ведь дело наживное. Тем более каждый год в студенческое братство вливается свежая масса вчерашних школьников, которой предлагаемое Болонской декларацией равноправие придется по душе.

А вот уже и норвежские коллеги отмечают как вызов преподавательскому составу привлечение студентов к оценке качества работы преподавателей! Да, дела…

Разговор получался все более интересным. Еще предстояло поговорить о кредитах, так называются учебные зачетные единицы. Система кредитов призвана обеспечить способ измерения и сравнения результатов обучения при переходе из одного вуза в другой и облегчить доступ к зарубежным учебным планам. Поговорить о рынке образовательных услуг, где в последнее время на первые позиции выдвинулись китайцы (кто бы удивился!).

А мечты об автономии вуза! Когда учредитель дает лишь деньги, а содержание образования, методику программ определяет вуз. Проблем, как выяснилось, много. Но разбираться в них, решать их не тяжкий труд, а интеллектуальное удовольствие, получить которое щедро пожелала коллегам в приветственном слове начальник международного отдела университетского колледжа Харштада Сигрид Аг. Сегодня конференция продолжила свою работу.

Кстати, несмотря на критику Болонского процесса, звучащую в разных уголках Европы, его уже взяли на вооружение в Австралии, некоторых странах Латинской Америки. Значит, процесс пошел, и вспять его уже не повернуть.

Фото: Ещенко С. П.
Международная научно-практическая конференция «От Болоньи к Баренцу» о создании единого европейского образовательного пространства.
Фото: Ещенко С. П.
Международная научно-практическая конференция «От Болоньи к Баренцу» о создании единого европейского образовательного пространства.
Фото: Ещенко С. П.
Международная научно-практическая конференция «От Болоньи к Баренцу» о создании единого европейского образовательного пространства. Андрей Сергеев.
Фото: Ещенко С. П.
Международная научно-практическая конференция «От Болоньи к Баренцу» о создании единого европейского образовательного пространства.
Фото: Ещенко С. П.
Международная научно-практическая конференция «От Болоньи к Баренцу» о создании единого европейского образовательного пространства.
Галина ДВОРЕЦКАЯ