Диана - ученица девятого класса. С 1 сентября школа, в которой она сейчас учится, станет неполной средней. Где продолжить образование дальше - вопрос для Дианы и ее мамы давно решенный. Уже и заявление подано в облюбованное учебное заведение. А при случае они еще раз наведались туда, чтобы побольше о нем узнать. Случай был подходящий - день открытых дверей. Можно по классам походить, с учащимися и учителями побеседовать, директора порасспрашивать.

Мурманская школа № 5 известна своим медицинским профилем, она является базовой для Петрозаводского госуниверситета. Его профессора здесь частые гости: приезжают, читают лекции. И хотя поступают потом ребята в университет на общих основаниях, без поблажек, но ведь поступают каждый год и большими группами. Это ли не показатель?

Школа одна из первых в Мурманске стала профильной, еще в начале 90-х. Сколько же за это время ее выпускников получили образование в различных медицинских вузах страны и вернулись в родной город! Они работают в больницах и поликлиниках Мурманска и при случае всегда с удовольствием вспоминают свою пятую, где получили путевку в жизнь.

Профильными учебными предметами в школе являются биология, химия, физика, математика. Биология и химия, а также физика (в некоторых медицинских вузах требуется сдавать и ее) - это предметы углубленного изучения в медицинских классах. Есть здесь еще класс с естественно-научным направлением, где особенно прилежно штудируют математику, физику, химию.

- Главное - определиться с вузом, чтобы знать, какие предметы требуется сдавать. Исходя из этого и будем подбирать профиль класса, - напутствовала собравшихся на день открытых дверей преподаватель биологии Гульфия Ибрагимова.

Родители же, заглянувшие в ее кабинет, спешили определиться со школой, поэтому засыпали учительницу, а позже и поспешившую к ней на выручку директора Ирину Ускову вопросами.

Их интересовало все: и нагрузки, и стиль одежды, и расписание занятий. Но главное - всех ли желающих возьмут или будет устроен какой-нибудь конкурс аттестатов.

- Возьмем всех, - услышали обнадеживающий ответ. - Если потребуется, откроем больше десятых классов, чем намечается.

- А не тяжело ли будет? Дети придут из разных школ, у всех разная подготовка, а тут еще ваши, которые с первого класса, - засомневались родители.

И основная причина сомнений - потянет ли новичок наравне со старожилами. Наслушались, как здесь детей развивают. Между прочим, начинают работу с будущими медиками и специалистами естественно-научного направления с того, что учат… говорить. Гульфия Ибрагимова даже разработала авторскую программу на эту тему. Дети должны хорошо говорить, считает она, будущая профессия обязывает:

- Мы учим не только четко выговаривать слова, правильно строить речь, выступать аргументировано и убедительно, но прививаем и эстетику выступления. Не с мятым, небрежно вырванным из тетради листом бумаги должен появиться докладчик перед аудиторией, пусть хоть и перед своим классом, а с папкой, где на листах определенного формата набран доклад.

Всему этому здесь обучают с первого класса. Сначала порой и язык заплетается, и коленки дрожат от волнения, и сгорбиться хочется, зато потом, когда пройдена школа публичных выступлений, - любо-дорого смотреть. Такой человек и с больным толково поговорит, и с коллегами, и перед начальством не стушуется. Вот и тревожились «посторонние» родители: наших-то этому не учили.

- Первое - это желание, второе - системность. За два года все можно преодолеть. Только надо работать! - считает Ибрагимова.

Рассказала она и о том, какое прекрасное оборудование для кабинета биологии получила школа в этом году. Биологическая микролаборатория, учебники, таблицы, справочники, муляжи… Все новое, современное. А главное - мощный электронный микроскоп, содержимое предметного столика которого можно рассматривать на экране компьютера:

- Рост кристаллов, процессы, происходящие в клетке! Представляете, какой это уровень обучения получается?!

Да, новый век пришел-таки в школу.

Обучение старшеклассников здесь, кстати, приближено к вузовской системе: сначала лекции, потом зачеты. Все для того, чтобы ребята самостоятельно научились работать, да и в студенческую жизнь впоследствии легче входили.

- У нашей школы много плюсов, есть только один маленький минус, - призналась родителям директор школы Ирина Ускова.

Минус - это месторасположение: Ленинский округ, где-то на улице Александрова, куда еще надо знать, как добраться. Однако это не мешает ученикам, проживающим во всех округах областного центра посещать ее. Школа пользуется большой популярностью не только в Мурманске, есть здесь и ученики из Североморска, Колы. И вот что любопытно: дети, которые ездят каждый день сюда, на Александрова, издалека, никогда не опаздывают на первый урок, хотя им, входя в положение, учителя и позволяют. Нет - вдруг за эти минуты что-то интересное и важное произойдет на уроке?! Вот она, тяга к учебе.

И ведь, если задуматься, расположение на окраине города - это, скорее, не минус, а плюс. Большинство учеников - все же из соседних дворов. Значит, действует принцип доступности образования для всех, хорошего образования.

Диана с мамой покидали школу полные впечатлений.

- Понравилось тебе здесь? - спрашиваю девочку.

- Да! - восторженно отвечает она.

Ждет теперь, поди, девчонка с нетерпением не летних каникул, а первого сентября, когда можно будет заглянуть в электронный микроскоп и увидеть, как растут кристаллы.

Галина ДВОРЕЦКАЯ