Ох и непросто пришлось членам жюри при выборе финалистов областного конкурса «Учитель года»!

- Уровень участников высокий. Все они достаточно опытные, зрелые, очень яркие педагоги. Каждый хорош по-своему, поэтому выбирать очень тяжело, - отметила председатель жюри, директор областного института повышения квалификации учителей и работников культуры Надежда Ткач.

- Уроки - очень разные и по типу, и по виду, и по методической структуре - все провели интересно и убедительно. Некоторые конкурсанты потрясли фейерверком самых разнообразных методов, приемов. Дети у них активные, занимались с радостью, откликались на каждое движение учителя, - делилась своими впечатлениями член жюри первого тура, который завершился в четверг, завкафедрой института Ольга Дмитриева.

И все-таки выбор сделать было необходимо. Лидерами в номинациях конкурса были названы Вера Королева - учитель русского языка и литературы мончегорской школы № 8 и Марина Кунаш - учитель физики школы № 269 ЗАТО Снежногорск. Они и вышли в финал. Так сказать, скрестили шпаги физики и лирики.

Обе, кстати, являются победительницами конкурсного отбора лучших учителей нацпроекта «Образование», имеют в своей копилке награды за участие в других профессиональных конкурсах и фестивалях. У обеих есть увлечения. У «лирика» Веры Королевой это велоспорт и плавание. А «физик» Марина Кунаш читает в оригинале англоязычную литературу да музицирует с дочкой в четыре руки на фортепиано.

Такие вот опытные профессионалы и многогранные личности сошлись вчера в борьбе за звание лучшего учителя нашего края. Сначала каждая из финалисток провела мастер-класс. А под занавес конкурса они приняли участие в открытой дискуссии. Основная тема мастер-класса и дискуссии касалась личности учителя. В новой школе он должен быть новым, современным - под таким девизом и шел весь разговор.

То, что школа меняется и продолжает меняться, сомнений ни у кого не вызывает. Но вот каким должен быть он, новый учитель? Об этом говорили много и финалисты, и члены жюри, что своими вопросами (которые, по всему чувствовалось, самим были интересны) стремились направить разговор в конкретное русло. Должен быть человечным? Само собой разумеется! Но это общее место, положение, оно было верно вчера и будет верным завтра. А вот, например, то, что ему нынче обязательно следует шагать в ногу с прогрессом, владеть информационными технологиями, к ним ребятишки нынче приобщаются чуть не с пеленок, - это уже, как говорится, ближе к теме. И вопросы из зала, заполненного педагогами, студентами, школьниками, были злободневными и заинтересованными: почему сейчас школьники так безграмотно пишут, как учителю литературы работать с поколением нечитающих, почему физика такой сложный предмет?

Интересная мысль, кстати, родилась в ответе на последний вопрос. Марина Кунаш сказала, что надо проследить, как складываются условия, делающие трудное пугающим. Почему не возникает азарт, даже удовольствие при встрече с препятствием, которое позволяет проверить себя и утвердиться в собственных силах?

Вот, пожалуй, чему надо учить школьников кроме физики и других конкретных предметов. Учить получать удовольствие от преодоления преград, развивать потребность брать все новые и новые высоты. Кстати, сами конкурсанты - наглядный тому пример. Ведь потому и отважились вступить в столь непростое состязание, что внутри живет стремление к новым высотам…

Букеты, подарки, поздравления - все это было вчера на торжественном закрытии творческого соревнования учителей, проходившем в центре дополнительного образования детей и юношества «Лапландия». Их получили все участники: кировчанка Ирина Воронина, никельчанин Игорь Ильинский, мончегорка Марина Филиппова, мурманчане Ольга Засухина, Светлана Уреке, Сергей Цветков. Вера Королева стала лауреатом конкурса. А победителем, лучшим учителем 2009 года, признана Марина Кунаш. Ей теперь представлять нашу область на последнем этапе состязаний в Москве.

Галина ДВОРЕЦКАЯ