Вячеслав Малков, начальник отдела министерства образования Мурманской области:

Проблема трудоустройства молодых людей в период кризиса, естественно, обостряется. Вопрос стоит, я бы сказал, в двух плоскостях - на кого учиться и как учиться. Сегодня 72 процента студентов обучается на платной основе, и этот поток мало кто регулирует. Вместе с центром занятости населения мы проанализировали ситуацию с выпускниками за 2008 год, и вот что получилось.

Вузы области закончили 2803 человека на очной форме обучения. Из них 593 (21 процент) встали на биржу. Хуже всех с трудоустройством обстоят дела с выпускниками филиала Санкт-Петербургской академии управления и экономики - 38 процентов строем пошли вставать на учет в службу занятости. В основном - менеджеры, специалисты по сервису и туризму, экономисты. В Мурманской академии экономики и управления оказались не у дел 33 процента - менеджеры и экономисты. Также остались без работы 15 процентов выпускников МГТУ (21 экономист, 10 биологов, 40 инженеров).

40 процентов выпускников вузов, обратившихся на биржу, были трудоустроены, причем 28 процентов - по полученной специальности.

Если смотреть на колледжи и техникумы, то здесь в службы занятости обратились 17,4 процента. Хуже всех ситуация сложилась в филиале Санкт-Петербургского промышленно-экономического колледжа - 32 процента выпускников оказались невостребованными: финансисты, бухгалтеры, юристы. Из Мурманского технологического колледжа сервиса пришли на биржу 33 процента - парикмахеры и администраторы.

Лучше дела обстоят с ребятами, закончившими профессиональные училища. Однако оказались невостребованными 42 процента выпускников мончегорского политехнического лицея, в основном операторы ЭВМ. Набор на эту специальность пришлось закрыть. Не лучше положение с такими же специалистами, а также со слесарями КИП и автоматики сложилось в профучилище № 18, Полярные Зори.

Ребятам надо лучше определяться с выбором профессии, смотреть, насколько она востребована. И второй вопрос - качество подготовки. А это уже зависит от самих молодых людей и от администрации учебных заведений, в которых должны быть созданы службы содействия трудоустройству, сотрудничающие с предприятиями, службами занятости. Безусловно, многое определяет и производственная практика - ребята там не должны быть предоставлены сами себе.

Людмила Лопатко, журналист:

На координационном совете при областном правительстве звучали такие же факты и цифры, и что? Воз и ныне там. Что все-таки надо делать: сокращать прием на плохо востребованные специальности, делать набор более гибким, больше работать в этом направлении с учебными заведениями, чтобы они не плодили «лишних людей»?

Что делает в этом направлении ваше министерство вкупе с другими ведомствами?

Малков:

Ситуация непростая. Никто не может запретить вузу заниматься платной образовательной деятельностью. Но как-то влиять, согласен, надо. Жизнь показывает, есть вузы, которые хорошо готовят и заботятся о будущем своих питомцев. Но далеко не все такие. Поэтому при выборе высшего или среднего учебного заведения надо обращать внимание на его профильность. Второе - должна быть лучше отлажена система согласования набора со службой занятости. На координационном совете было принято положение о формировании госзаказа, но оно распространялось только на начальное и среднее профобразование. Договорились, что будем активизировать целевую подготовку; тем, кто идет учиться по направлениям предприятий, муниципалитетов, трудоустройство гарантировано.

Лопатко:

Позвонил нам мурманчанин, он и жена - пенсионеры. Их сын демобилизуется в конце июня, есть ли у него возможность для поступления в вуз в этом году? Если нет, то молодой человек хотел бы получить специальность, чтобы найти работу и учиться заочно. Папа обратился в центр занятости, там сказали, что могут обучить сына на сварщика, но стоить это будет 14 тысяч. Очевидно, мужчина что-то не понял. Если его сын встанет на учет на биржу, то обучение для него будет бесплатным. 14 тысяч рублей заплатит сам центр. Так мне объяснили специалисты ЦЗН.

Но у пенсионеров есть еще дочь - студентка финансового факультета МГТУ, учится платно, на одни «пятерки». Однако девушку-отличницу, несмотря на все ее старания, на бюджет не переводят и плату за обучение не снижают. Разве это правильно?

Малков:

Молодой человек имеет возможность для поступления, вторая волна ЕГЭ со 2 по 17 июля. Он успеет сдать документы в вуз. Что касается перевода с платного обучения на бюджет, то, должен сказать, такая практика очень слабо у нас применяется. Перевестись удается лишь единицам из нескольких тысяч студентов. Причина - вузы очень заинтересованы в «платниках» и потому не спешат рубить сук, на котором сидят. Не скажу, что это хорошо. Поневоле позавидуешь нашим соседям-финнам. Там нет такого, чтобы студенты платили за образование из своего кармана. И хотя рекомендации вузам даются - поощрять лучших студентов-платников, заставить мы их не можем.

Мы хотим опубликовать сравнительную информацию о вузах и их участии в трудоустройстве выпускников, хотя, понимаю, это не всем понравится.

Лопатко:

По-моему, это нужно сделать. Абитуриенты увидят полную картину и поймут, где в них заинтересованы. А вузы, быть может, задумаются и сделают вывод. Задумаются студсоветы и профкомы над тем, как защитить студента, помочь ему с трудоустройством. Ваше будущее в ваших руках, это надо понять каждому студенту.

Публикации по этой теме:

Все еще впереди? "Мурманский вестник" от 29.05.2009

Как выбрать вуз? "Мурманский вестник" от 29.05.2009

Диплом для... мамы "Мурманский вестник" от 29.05.2009

Право на самооборону "Мурманский вестник" от 29.05.2009

Три ответа, как взять высоту респект "Мурманский вестник" от 29.05.2009

На первых порах "Мурманский вестник" от 29.05.2009

Публикацию подготовили Людмила ЛОПАТКО и Ольга НУРЕЕВА