Подведены результаты ЕГЭ этого года. О том, как показали себя наши юные земляки, вчера на пресс-конференции рассказал министр образования и науки Василий Костюкевич.

Как всегда в Мурманской области процент учащихся, получивших высокие итоговые баллы по общеобразовательным предметам, выше общероссийского. А вот количество двоечников (тех, кто не набрал необходимого минимума баллов), наоборот, значительно меньше - в сравнении и с российскими показателями, и с собственными прошлогодними. Например, заработавших балл ниже допустимого по русскому языку в нашей области оказалось 1,9 процента от числа экзаменуемых (в прошлом году было 7,1). А в целом по стране не справились с великим и могучим 5,9 процента. Есть прогресс и в уменьшении количества двоечников по математике. В этом году их всего 3,9 процента (в прошлом - 16,2). А по России «неуд» получили 7,1 процента.

Всего же из 5518 человек, сдававших ЕГЭ, не справились с русским и математикой 299. Многие из них смогут пересдать экзамены в этом или в следующем году. Но 47 получат лишь справку об окончании средней школы. Из них 6 учились в дневной и 41 - в вечерней.

Двое кировчан и один мончегорец во время экзаменов были уличены в нарушении дисциплины: кто пытался воспользоваться мобильным телефоном, кто шпаргалкой. Все нарушители были изгнаны, пересдача в этом году им запрещена. Кстати, как можно сделать шпаргалку для ЕГЭ, вопросы которого заранее не известны никому, даже представить сложно. Титанический, должно быть, труд - эти бы усилия да в мирных целях, на учебу…

Математика и русский, конечно, сложные предметы. Но получивших сто баллов у нас нынче поровну по обоим предметам - по три человека.

Хорошие результаты показали выпускники, сдавая экзамены по своему выбору. Так, например, больше 90 баллов по английскому получили 55 человек, по немецкому - ни одной двойки! Чувствуется, что взялись ребята за ум, поняли необходимость знания языков. Двое по литературе, один по биологии получили более 90 баллов. В прошлом году по этим предметам таких высоких достижений не было.

Есть и вундеркинд этого года - Анд-рей Вишневский, учащийся мурманской школы № 31. Он два экзамена сдал на 100 баллов - математику и информатику. Такого дубля, как отметил Костюкевич, у нас тоже еще не было.

Если же проанализировать итоги внутри области - по муниципальным образованиям, то сразу становится видно, где качество образования хромает. Так ниже среднеобластного показателя по русскому языку имеют Островной, Ловозеро, Терский район, Кандалакша, Снежногорск, Апатиты, Печенгский район. По математике показали невысокие успехи Ловозерский и Кольский районы, Оленегорск, Скалистый, Кировск, Заозерск, Апатиты, Кандалакша, Печенга.

Назвал министр и передовиков. И приводя в пример Видяево, с уважением заметил, что среднеобластной балл по математике составил 46,1, а в Видяево - 59,9. Почувствуйте, как говорится, разницу.

Познакомиться с результатами ЕГЭ, сравнить их по муниципальным образованиям можно будет после 20 июня, когда пройдут все резервные дни сдачи. Рейтинг муниципальных образований по результатам ЕГЭ будет размещен на сайте www.ege.moipkro.ru

Руководство нашего образования настораживает ситуация, складывающаяся с экзаменами по выбору. Выпускники в основном выбирают гуманитарные дисциплины. Экзамены же по физике, химии добровольно сдают немногие. Это говорит о том, что большинство собирается не в технические вузы, где может быть даже недобор. Проблема общероссийская, но касается и нашего региона.

В чем же причина? В неуверенности выпускников в знаниях точных наук? А на чем зиждется эта неуверенность? Результат некачественного преподавания? Этого министр не исключает. Но отныне оплата труда преподавателя связана с успехами ученика, и она повысится, если ученики успешно сдадут его предмет. Это должно заставить педагога энергичней пробуждать у питомцев любовь к своему предмету. Но пока вся система начнет работать, технические вузы могут опустеть.

А мне вот вспомнилось недавнее признание одного выпускника. Юноша рассказывал, какое впечатление на него произвела преподавательница математики, к которой он, сменив школу, попал уже в 10-м классе. «Стал по-другому понимать математику, - сказал молодой человек. - Я ее и раньше понимал, но не так». А вот когда понял «так», легче учиться стало. Теперь он без сомнений собирается в технический вуз. Побольше бы таких педагогов, которые сами «так» понимали бы свой предмет и ученикам это понятие передавали.

В этот раз в России впервые все девятые классы сдавали два обязательных экзамена (русский язык и алгебру) не школьным комиссиям, а независимым территориальным. Остальные экзамены по выбору - или традиционно, или по-новому. В Мурманской области новая форма аттестации проводилась на отдельных территориях и в предыдущие два года. Нынче обязательные экзамены по-новому сдавали все. Показатели хуже, чем в прошлом году, когда действовали школьные комиссии. Это, впрочем, ожидаемо: свои педагоги всегда более снисходительны к ученикам. Результаты аттестации должны подсказать родителям, отправлять ли своего ребенка дальше в 10-й класс или продолжить образование в колледже, профессиональном лицее, училище.

Придумают подобные независимые испытания, как сообщил Василий Костюкевич, и для начальной школы. Разговоры об этом ходят уже давно. Так что контроль качества получаемого образования становится все пристальней и объективней.

Галина ДВОРЕЦКАЯ