Взяться за перо побудили события в горемычном городе Пикалеве, где социально-экономическим конфликтом в качестве арбитра вынужден был заниматься сам председатель правительства РФ В. В. Путин. Не нам давать оценку случившемуся, когда доведенные до отчаяния люди пошли на крайнюю меру - перекрыли федеральную автотрассу. Это ЧП, видимо, будет предметом внимания властных структур разных уровней, и без правовых, кадровых и прочих решений дело не останется. И все-таки смеем предположить, что корни случившегося, в том числе, в изначальных изъянах в организации трудовых отношений на тамошних производствах и слабости пикалевских профсоюзов. На фоне кризиса это не могло не привести к социальному взрыву. В малых предприятиях подобные случаи, только чаще всего без радикальных действий со стороны обманутых работников, - также не редкость. Были до кризиса, есть и сейчас, только о них редко звонят в колокола.

Наша общая беда - не столько кризис, сколько неумение грамотно, умело и, я бы сказал, цивилизованно выстраивать трудовые отношения с работодателями, неспособность побудить их к уважению нанятых ими людей, трудом которых они, собственно, и добиваются своих целей в бизнесе. И здесь без коллективных лидеров, то есть профсоюзов, не обойтись. Но что мы имеем, в частности, на рыбных предприятиях Мурманска? Да, похоже, ничего. По некоторым данным, профсоюз остался лишь во флотах консорциума «Мурманский траловый флот». Это горький факт для рыбной столицы. И тревожный. Потому тревожный, что рыбаки не имеют коллективных договоров, всецело зависят от переменчивого настроения работодателей и в любой момент могут остаться наедине с трудовыми проблемами, которые решить, скорее всего, не смогут. Да, есть Гострудинспекция, суд. Но эта канитель большинству не по зубам в силу правовой некомпетентности или еще по каким-то причинам. Вот, собственно, и ответ, почему на траулерах нередко царит произвол работодателей и отчего там « не прописаны» профсоюзы. Они нужны рыбакам, но абсолютно чужды интересам недобросовестных работодателей. Это аксиома.

Предприятия консорциума «Мурманский траловый флот» в этом плане можно считать исключением. И вот почему. За десятилетия, и особенно в постсоветский период, у нас сложилась традиция или, если хотите, культура достаточно сбалансированных доверительных и уважительных взаимоотношений профсоюза и работодателей. Выгоду от такого баланса получают обе стороны. Работники, таким образом, защищены от каких-либо угрожающих и неожиданных «кренов» со стороны работодателей, так как первый же признак такового становится предметом немедленного диалога профсоюза с исполнительными директорами. Как правило, этого бывает вполне достаточно. Если взаимопонимание не достигнуто в устном порядке, профсоюз направляет письменный документ, опираясь на соответствующее положение коллективного договора.

Получается вроде бы парадоксальная картина: коллективный договор, подписанный работодателем и профсоюзом (от имени работников), одновременно и разъединяет обе стороны, и объединяет. То есть оказываемся в одной упряжке. (А ее продвижение вперед жизненно необходимо обеим сторонам.) Я уверен, этот своеобразный союз, именуемый официально социальным партнерством, работодатели привыкли считать естественным и в определенной мере необходимым для них же (стабильность в отношениях с тремя тысячами работников, исключение коллективных действий, нет волокиты в судах, четкость понимания тех или иных нужд, запросов и просто настроений работников на траулерах и в береговых подразделениях). Нелишне отметить, что во многих случаях работодатели и профсоюз при наличии серьезных для флотов (а значит, и для работников) вопросов и проблем выступают совместно, и это заметно повышает шансы на решение дела. За подписью работодателей и профсоюза как представителя рабочего коллектива направлена за последние годы масса обращений в федеральные ведомства и учреждения, включая и высшие органы власти, по делам, требовавшим решений в столичных кабинетах. В ряде случаев это помогало. Так что декларируемое Трудовым кодексом РФ социальное партнерство для нас не казенный термин, а реальный и достаточно эффективный механизм взаимодействия в практике трудовых отношений.

По традиции каждое предприятие консорциума «Мурманский траловый флот» принимает свой коллективный договор на три года. В истекшей в мае с. г. трехлетке таких договоров было 6 (по числу флотов). В начале этого месяца подписаны новые колдоговоры - их столько же. Будет излишним подробно говорить, что данное время - далеко не лучшее для принятия работодателями тех или иных финансовых обязательств перед работниками. Можно лишь отметить, что трудные переговоры профкома с работодателями и работа совместной комиссии по проектам договоров продолжались в течение почти трех месяцев. Скрупулезно и в жаркой дискуссии выверялась каждая цифра, каждая фраза 70-страничного документа, главного для работников документа по труду на целых три года. Профсоюзный комитет учитывал все сегодняшние реалии на производстве и в финансовой сфере, но в то же время стремился, чтобы все основные трудовые гарантии и льготы, заложенные в прежних колдоговорах, в полной мере перекочевали в новые. Аргументы же работодателей сводились к финансовым трудностям и неясным видам на окончание мирового кризиса, от которого все мы зависим. В конце концов удалось прийти к устраивающему обе стороны компромиссу по всем спорным вопросам.

Принятие колдоговора - процесс сложный, так как многие его положения связаны с дополнительными для работодателей финансовыми расходами (если это не обязательно по закону). И любой, даже лояльно относящийся к профсоюзу работодатель живейший интерес к таким затратам вряд ли проявит. Но убедить его сделать жест доброй воли в пользу работников можно и нужно, - личная практика такого рода примерами богата.

В каком формате будут регулироваться трудовые отношения работников и работодателей в очередные три года во флотах консорциума «Мурманский траловый флот»? Исходя из содержания подписанных сторонами коллективных договоров избрано их регулирование, отвечающее требованиям трудового законодательства РФ и международного права.

В условиях финансового кризиса, его непредсказуемости сохранены для работников флотов ранее действовавшие льготы и гарантии. Прежде всего - гарантия, что заработная плата работников при любом развитии событий в рыбной отрасли не уменьшится, а, наоборот, будет расти с учетом инфляции. Сохраняются гарантии по выплатам валюты взамен суточных в рублевом эквиваленте, по основным и дополнительным отпускам, по бесплатной выдаче экипажам соков (при работе в тропиках), молока (за вредность), сохранен порядок выплаты полярных надбавок для молодых работников, районный коэффициент для начисления зарплаты (1.5). Предусмотрено выплачивать компенсацию за моральный вред при несчастных случаях на производстве, сохранить прежний порядок оплаты резерва, оплачивать за счет предприятия оформление ряда связанных с работой документов членов экипажей. В несколько измененном виде сохранена льгота на проезд за счет предприятия раз в два года работников и иждивенцев к месту проведения отпуска и обратно с оплатой провоза багажа. Как и прежде, сохранены гарантии по режиму труда и отдыха, охране труда, выплатам пособий, матпомощи, единовременным выплатам за многолетнюю и безупречную работу на предприятии, по приобретению путевок для работников и их детей школьного возраста и т. д. Подытоживая, признаем, что добрая воля работодателей позволила профсоюзному комитету в этом сложном кризисном году практически без заметных потерь сохранить прежнее, достаточно устойчивое положение работников по всем основным вопросам труда.

А случались ли сбои с реализацией социальных программ и выполнением колдоговоров ранее, до кризиса? Признаем - были. Начало прошлого года вплоть до августа «ознаменовалось» таким бурным ростом цен на топливо для судов, что была поставлена под вопрос сама целесообразность промысла целого ряда пород рыб невысокой рыночной стоимости. С началом кризиса резко упали цены (до 60%) на треску и почти на столько же - на пикшу. Эти обстоятельства не могли не сказаться на финансах флотов. Профсоюзному комитету пришлось согласиться с приостановкой с 10 декабря прошлого года на 6 месяцев действия ряда важных социальных программ (с апреля с. г. они действуют).

И все-таки в том тяжелом году (с 1 мая) на 25 процентов повышена оплата труда работников береговых подразделений. Месяцем позже увеличена оплата труда плавсоставу, в том числе экипажам транспортных судов (на 18-20 процентов). С 1 января этого года удвоены оклады членов экипажей судов, стоящих в ремонте. Практически в полтора раза выросла с начала мая с. г. оплата стивидорных работ. Действуют положения о поощрении работников-юбиляров, о премировании ветеранов за высокие производственные показатели. С подписанием новых колдоговоров предприятия консорциума доплачивают до среднего заработка пособия работникам, заболевшим на производстве. Месяц назад увеличены расходы на коллективное питание экипажей. Для работников арендуются плавательный бассейн, спортзал, закупаются путевки на турбазу. Рассматривается возможность оплачивать за счет предприятий часть процентов по ипотечному кредиту для молодых специалистов. На большинстве траулеров имеется спутниковое телевидение, на всех судах - должные бытовые условия для полноценного отдыха. Удовлетворены все заявления на отдых в г. Анапа детей работников.

Под контролем профсоюза каждая жалоба или заявление, и особенно - коллективные. На всех предрейсовых и послерейсовых сборах экипажей обязательно участвуют руководящие работники флотов и председатель профкома (или его заместитель). Со всеми экипажами профком имеет телефонную и электронную связь, что позволяет оперативно реагировать на любой тревожный сигнал с моря. Ни один работник, если он член профсоюза, не может быть уволен по инициативе работодателя без рассмотрения вопроса на заседании президиума профкома. Это уже несколько лет назад стало привычной нормой.

Все отмеченное выше не есть знак отсутствия проблем, в том числе и во взаимоотношениях с социальными партнерами. Проблем немало, и главная, на наш взгляд, - недостаточная в условиях галопирующей инфляции оплата труда работников. Ухудшилось положение в течение последнего года с охраной труда, что отразилось ростом производственного травматизма. Есть жалобы на качество поставляемой на промысел спецодежды. И это лишь маленькая часть сегодняшних проблем, которые придется решать совместно с социальными партнерами-работодателями. Стороны признают необходимость дальнейшего совершенствования системы социального партнерства в рамках консорциума «Мурманский траловый флот», отвечающей интересам работников и компаний, и одной из эффективных форм ее реализации считают ведение коллективных переговоров, взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечивающих гарантии трудовых прав работников. Заключенный и выполняемый сторонами коллективный договор - лучшая защита для людей труда. И в ней не должно быть пробелов, провоцирующих социальные конфликты.

В. А. КУДИШКИН, председатель профкома территориальной профсоюзной организации «Мурманский траловый флот».