- А что вы тут делаете? - подошла я к ребятишкам, сгрудившимся у компьютера в одном из городских летних лагерей.

- Убиваем, - шустро сообщил один мальчишка.

- Это игра такая, - вмешался другой, - кто кого… убьет.

Последнее слово он произнес в отличие от своего напарника не так бойко, с секундной задержкой, словно подбирал ему синоним, но ничего другого на ум не пришло.

И они начали объяснять мне правила игры, суть которой уничтожить противника - убить. И если один из мальчишек как-то слишком даже радостно произносил это слово, без которого никуда в этих объяснениях не деться, то второй все же слегка давился им, прежде чем проговаривал. Впрочем, легкую эйфорию первого можно объяснить тем же бессознательным смущением от слишком частого употребления глагола «убить».

- Ой, какой смешной мишка, - взглянула я на монитор, перед которым сидела девчушка лет десяти, - это у тебя игра такая, а мишка - это ты?

- Нет, я должна мишку убить, - также спотыкаясь на последнем слове, произнесла девочка. - А я - вот этот человечек.

На экране появился смешной доисторический человек в шкуре и с дубинкой. Он подбежал к собирающему цветы мишке, хлопнул его дубинкой по голове, и симпатичный мультяшный зверек разлетелся на веселые брызги. М-да…

Сегодня трудно себе представить мир увлечений современного ребенка без компьютерных игр. Но ориентируются ли в нем родители и педагоги? Интересуются ли содержанием того, что так захватывает все внимание ребятишек? Или притихли, и ладно?

Ведь компьютерные игры нельзя рассматривать только как развлечение. Они давно стали реальным носителем культуры: в них присутствуют свойственные нынешнему обществу нормы морали, представления о прекрасном и безобразном, взгляды на прошлое и будущее.

Кто, как не родители, например, следят за тем, что ест их ребенок. Так же и с пищей духовной, интеллектуальной. Родители должны быть в курсе, что потребляет их чадо, чтобы не получилось несварения. Во что играют мальчишки и девчонки в свободную минуту в лагерях, группах продленного дня и что им можно предложить - должны знать воспитатели.

Самые любимые и распространенные среди детей игры - это стрелялки. Здесь главная задача - ликвидировать всех противников, пока они не сделали то же самое с тобой. В военных компьютерных играх-стратегиях предоставляется возможность управлять целой армией или даже страной. Неменьший интерес вызывают и ролевые приключенческие игры.

Пользуются популярностью у ребятни компьютерные гонки и спортивные симуляторы. При этом можно управлять как одним спортсменом, так и целой командой.

Как взрослым проконтролировать этот выбор? Только разобравшись в многообразии всех этих игр, ознакомившись с ними. Кстати, даже в те же стрелялки с удовольствием играют и взрослые. Поэтому самому лучше сильно не увлекаться, не надо создавать конкуренцию ребенку у компьютера. Надо просто понять, чему, кроме быстроты реакции, научит это занятие, и отдать предпочтение наиболее гуманным. То есть и здесь должен проявляться хороший вкус, как при выборе книг, фильмов.

Умные родители, кстати, так и делают. Одна мамаша рассказала мне, в какую растерянность пришла, когда решила подарить подросшему сыну компьютерную игру. Она очень удивилась, обнаружив громадное их разнообразие в магазинах. По-этому, прежде чем сделать покупку, занялась ликвидацией собственной безграмотности в этом вопросе. А разобравшись, еще и знакомых консультировала. Мало того, нашла и себе отдушину. Мечту детства - открыть модный дом - пусть и виртуальный, но осуществила.

Все больше раздается в последнее время голосов, призывающих российских специалистов к созданию детских игр под руководящим началом, скажем, министерства образования. Ведь законодательной основы для требований к таким играм нет. Есть лишь изданный в 2000 году приказ министерства образования «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей». Согласно этому документу не должна допускаться реализация игрушек (компьютерных и не только) на территории России без социально-психолого-педагогического заключения.

Но, судя по содержанию распространенных среди детей игр, особого эффекта от принятых мер не наблюдается. О необходимости совершенствования законодательства о детской игрушке, компьютерных и иных электронных играх говорят давно. Есть даже концепции проектов соответствующих законов, разработанные общественными организациями, да приглашения к дискуссии на тему приведения игрового пространства в соответствие с нормами о гарантиях прав ребенка.

А пока взрослые дискутируют, детишки, стесняясь и смущаясь от понимания противоестественности того, что делают - убивают, убивают и убивают. С нарастающим азартом.

Галина ДВОРЕЦКАЯ