Закроются ли в ближайшем будущем детские дома у нас в области, каким быть современному учреждению для детей-сирот, как подготовить воспитанников к самостоятельной жизни? Эти и другие вопросы недавно обсуждались на совещании руководителей учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшем в региональном министерстве образования и науки.

В настоящее время в области работают 15 таких учреждений: 13 детдомов, специальная (коррекционная) школа-интернат и Детская деревня SOS в Кандалакше. Воспитанников детских домов по сравнению с 2005 годом стало меньше вдвое, этим и объясняется закрытие шести из них - в Апатитах, Мурманске, Мончегорске и Кольском районе.

Действующие детские дома сегодня не полностью заполнены. Однако вопрос об их закрытии не стоит. К сожалению, ежегодно свыше 400 ребят становятся сиротами при живых родителях, которые судом лишены родительских прав. Зачастую семейное неблагополучие выявляется поздно, когда дети уже находятся в подростковом возрасте. Для каждого пятого ребенка детдом становится родным и единственным домом до совершеннолетия.

Очень тревожны и случаи возврата ребят в учреждения из семей опекунов, приемных родителей. В 2008 году прекращена опека в отношении двадцати детей, за 9 месяцев 2009 года - уже тринадцати. Люди, которые отказываются от сироты, конечно же, находят множество причин, чтобы оправдать свой поступок. Но можно только представить, какая тяжелая психическая травма наносится ребенку. Об этом говорила в своем выступлении начальник отдела министерства образования и науки области Нина Петрова.

В каждом таком учреждении есть службы психолого-педагогического сопровождения. Еще недавно они занимались только воспитанниками, а сейчас работают и с семьями опекунов, приемных родителей. Центр сопровождения для всех замещающих семей города успешно действует в оленегорском детском доме «Огонек». Предусмотрены в областном бюджете средства на поддержку таких центров и в мурмашинском, и зеленоборском детских домах. Все детские дома стараются отыскать родственников своих воспитанников, восстановить там, где это возможно, связи с родителями, пробудить у них желание восстановить свои права на ребенка.

Однако наблюдается и иная тенденция. Участники совещания приводили конкретные примеры, когда женщины, лишенные родительских прав, выходят замуж, рожают, ведут нормальный образ жизни и даже берут своих старших детей из детдомов в гости на праздники и на выходные дни. Но при этом не хотят восстанавливаться в родительских правах, объясняя это тем, что ребята потеряют льготы при поступлении в вузы и техникумы, не будут обеспечены жильем. То есть руководствуются, на их взгляд, самыми «благими намерениями». И что удивительно, сами подростки находят оправдание поведению мам, которые не считают себя обязанными подготовить ребенка к вступлению во взрослую жизнь. Пусть за них это делает государство.

Вот почему перед детскими домами стоит задача - создать такие условия для своих воспитанников, чтобы восполнить то, что не дала кровная семья: научить пониманию психологии семейных отношений, вести домашнее хозяйство, разумно расходовать деньги, принимать решения и отвечать за них. То есть всему тому, чему «домашние» дети учатся на примере своих родителей. Потому и смещаются акценты деятельности современных детских домов - от призрения сирот к подготовке их к полноценной жизни в обществе.

Людмила АЛЕШИНА