Оказывается, орнамент - предмет изучения не только для художников и искусствоведов. Этот узор из повторяющихся мотивов интересует также… математиков, минералогов и кристаллографов. Вчера об этом узнали учащиеся апатитской школы. Причем, что называется, из первых уст - от профессора, доктора геолого-минералогических наук Юрия Войтеховского, директора Геологического института КНЦ РАН, который, если так можно говорить о профессоре, обожает математику вообще и орнаменты в частности.

И творчество, кстати, тоже. А потому около года сотрудничает с создателями городской Детской галереи Ксенией Колобовой и Натальей Ермоленко. Детская галерея уже устроила одну из своих творческих площадок в стенах Геологического института, а Ксения Колобова выступила перед сотрудниками на открытии выставки с небольшой искусствоведческой лекцией. И вот теперь ответный ход геологов - урок в школе искусств.

Сначала все было как обычно: Ксения Анатольевна рассказала ученицам эстетического отделения, что такое орнамент и для чего он создавался нашими предками, затем передала слово профессору.

- Ксения Анатольевна правильно сказала, что мы встречаемся с орнаментом в быту - на шапочках и свитерах, на кастрюльках и чашках, на вазах и сумочках, но я открою вам секрет: эти узоры человек «подсмотрел» в природе, - начал он. - А в природе эту красоту тщательнее всего изучают минералоги - те, кто занимается кристаллами, и математики-геометры.

Нелегко пришлось профессору, привыкшему иметь дело со студентами и коллегами: попробуй объяснить десятилетней публике то, что описывают в своих трудах маститые ученые! Так что совсем без терминов не обошлось, впрочем, «плоскостная симметрия», «оси симметрии» и их «порядок» значительного ущерба аудитории не нанесли, представление же о серьезности такого явления, как орнамент, дали. И комментарии слушательницы давали вполне дельные - сразу видно, что информацию усвоили.

А потом вслед за профессором девчушки нарисовали в своих тетрадках линейные двухцветные орнаменты. Их, как гласит наука, в природе существует тридцать одна разновидность. (Кстати, минералы - это трехмерные орнаменты.) В конце занятия каждая из учениц получила на память автограф Юрия Войтеховского - под страничками с орнаментами он, не скупясь, вывел всем по «пятерке» и расписался.

Тут же договорились, что воспитанники и преподаватели школы искусств придут на экскурсию в минералогический музей, который находится прямо в институте. Там-то и продолжится урок, но уже по «трехмерному орнаменту».

Зоя КАБЫШ, Апатиты