Вот парадокс! Демографический спад 90-х обернулся тем, что нынче за партами сидит гораздо меньше ребятишек, чем было в прежние времена. Естественно, сократилось и количество учителей. А у Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры хлопот не уменьшается. Число педагогов, стремящихся подновить собственные знания, велико по-прежнему. Отчего так? Это был первый вопрос, с которым я обратилась к Надежде Ткач, директору института, который на днях отметил свое семидесятилетие.

- Это говорит о высоком уровне потребности в профессиональном развитии. И связан он, конечно, с изменениями, происходящими в школе в последние годы, - считает она. - Взять хотя бы профильную школу, то есть более углубленное изучение отдельных предметов. Учитель сегодня не готов к этому. Ведь он сам получал образование 10-20 лет назад. Да и современная программа педвузов не ориентирована пока на такой принцип обучения. Поэтому и президент говорит: должна быть перестройка самого педвуза в соответствии с выдвигаемыми требованиями. Но мы сегодня в своем институте это углубленное знание предмета даем.

- Новая школа - это и новые стандарты образования. Как вы готовитесь к этому? Ведь основной упор в повышении квалификации будет сделан как раз на освоении новых стандартов.

- Как раз сейчас с учителями начальных классов мы занимаемся их изучением.

- Разве они уже приняты?

- В окончательном виде пока нет, но существуют проекты - даже три варианта. Знакомимся пока с ними.

- То есть стремитесь поскорее вникнуть в суть того, что предстоит изменить?

- Мы обязаны это делать. Наш институт является региональным ресурсным центром по подготовке введения стандартов в начальной школе.

- Современную школу невозможно представить без информационных технологий. Применять их, проще говоря - работать на компьютере, тоже обучаете?

- Да, освоение новых информационных технологий - это одно из важнейших направлений инициативы «Наша новая школа», а следовательно, и одно из направлений нашей работы. В учебных классах нашего института организовано изучение свыше трехсот компьютерных программ. Разумеется, учитель должен уметь включать и выключать компьютер, выходить в Интернет. Но преподавать предмет с помощью электронных технологий не так просто. Обучение этому и взял на себя институт. Мы также осуществляем методическое сопровождение работников образования, касающееся работы в сетевых социально-педагогических сообществах в Интернете - учим общаться между собой в виртуальном мире. В каждом муниципалитете уже создано такое сообщество.

- В ваших стенах повышают квалификацию не только рядовые педагоги, но и директора школ…

- Мы сейчас выиграли грант на их образование. Взялись за 2009-2010 годы обучить 70 процентов директоров всех школ.

- Обучить чему?

- Управлению в новых условиях - в рамках модернизации образования. Кроме того, в последнее время появились дополнительные требования к директору. И он, и его заместитель в соответствии с нынешними квалификационными характеристиками должны иметь диплом менеджера. Обучаем и этому. Мы уже десять лет реализуем программу «Менеджмент в образовании».

- И насколько охотно руководители «садятся за парту»?

- Еще как охотно! Мы на целых 50 процентов перевыполнили план комплектования группы по менеджменту, а нам все звонят и звонят. Это связано с переходом образовательных учреждений на финансовую самостоятельность. Школа получает свою бухгалтерию, и, чтобы руководить ею, директор должен быть отчасти и экономистом, и юристом, то есть знать многое из того, что раньше не требовалось. Появились новые квалификационные требования и к учителям, ко всем работникам образования. Например, как мы уже говорили, каждый педагог должен владеть информационными технологиями. Требования к профессионализму педагога сейчас вообще повышены. В 2011 году предполагается введение новой аттестации - учитель должен будет сдавать экзамен на право занимать свою должность. И педагоги уже настроены на подготовку к этому.

- Какие направления обязательны для слушателей курсов повышения квалификации?

- Буквально во всех программах - для работников и дошкольного образования, и дополнительного, для учителей, директоров и так далее - есть такие разделы как развитие и поддержка талантливых детей, сберегающие здоровье технологии, сдача единого государственного экзамена. Знакомим слушателей также с новыми учебниками, устраиваем встречи с их авторами.

- С первых лет деятельности института здесь изучали и распространяли передовой педагогический опыт - в том числе, выпускали брошюры и сборники. Как с этим сейчас?

- Мы активно используем инновационный опыт как образовательных учреждений, так и учителей - победителей конкурсов национального проекта, участников опытно-экспериментальных площадок. Он представлен во всех программах курсов повышения квалификации. Создан банк данных адресов инновационного опыта. Сборники, конечно, по-прежнему публикуем, но теперь все шире применяем и электронные технологии - размещаем полезную для педагогов информацию на своем сайте.

- Сколько примерно человек вы обучаете?

- Почему примерно? Могу сказать точно: в прошлом учебном году наши курсы окончили 3623 слушателя.

- Похоже, педагогам приходится регулярно возвращаться сюда…

- А иначе уже невозможно. Сегодня не может быть так: получил свежие знания - и лет на пять свободен. Время такое, что уже через полгода непременно появляется что-то новое. А значит, опять возникает потребность в учебе. И нам приходится учить и учить. Наши программы повышения квалификации рассчитаны на 72-196 часов. И вот что интересно: лучшим педагогам области - скажем, победителям профессиональных конкурсов - этого даже мало. Как показывает статистика, только за последние три года на повышение своего профессионального уровня в различных формах они потратили в среднем по 285 часов. И это, считаю, совершенно нормально. Как можно передавать знания, если ты сам подотстал? Учить должен тот, кто сам хочет и умеет учиться.

Галина ДВОРЕЦКАЯ