Официальный старт Году учителя в нашей стране был дан на прошедшей в январе педагогической ассамблее. Для участия в этом форуме в Санкт-Петербург прибыли около 200 преподавателей из разных регионов страны, а также руководители федеральных и региональных министерств и ведомств, более 30 ректоров вузов, представители школьных советов. В делегацию от Мурманской области региональное министерство образования включило известных своими достижениями учителей Марину Кунаш из Снежногорска и Наталью Панарину из Умбы, а также директора победившей в региональном конкурсе 2009 года гимназии № 1 Мончегорска Татьяну Кудряшову.

Побывал на этом большом педсовете страны и ректор Мурманского государственного педагогического университета Андрей Сергеев. На днях он поделился с журналистами впечатлениями, ответил на вопросы.

В своем вступительном слове на ассамблее президент России Дмитрий Медведев выразил надежду, что нынешний, 2010-й, станет годом начала серьезной модернизации отечественного образования. Глава государства обозначил ключевые моменты этой модернизации. И основной из них - личностный подход. Школа должна по максимуму развить способности каждого ученика, раскрыть личность ребенка. Другим важным моментом, который, возможно, оказался незамеченным, обратил внимание Сергеев, является призыв Медведева к сохранению традиций российского образования. Опыт наработан немалый, не растерять бы.

Вопрос обновления кадров российских школ, их омоложение - одна из задач, без решения которой ни о какой модернизации образования речи быть не может.

Проблема эта активно обсуждалась на ассамблее. О ней говорили и сам президент, и министр образования и науки, и ректоры, и учителя. Не секрет, что в основном в школах трудятся педагоги старшего возраста. Молодежи лишь 7-12 процентов. Каким образом привлечь молодых педагогов в школу? Не последнюю роль играет здесь зарплата.

Министр Фурсенко по этому поводу заметил, что в идеале педагог должен получать не меньше среднего размера заработной платы в экономике региона. Разумеется, все нельзя сводить к деньгам, но именно оплата труда зачастую является значимой составляющей социального статуса профессии.

О педуниверситетах как базовых центрах подготовки учителей, о ЕГЭ - он является основным, но не единственным критерием проверки качества полученного образования, о воспитании - надо возрождать полноценную систему внеклассной работы, говорил президент.

На ассамблее прошли диспуты, дискуссии, «круглые столы», на которых обсуждался самый широкий спектр вопросов - от дошкольного воспитания до изменений в высшей школе и проблем подготовки будущих педагогов.

- Говорили ли на заседаниях или в кулуарах о сериале «Школа», демонстрируемом сейчас на Первом канале? Ведь проигнорировать этот факт полной дискредитации образа учителя в Год учителя просто невозможно, - такой вопрос задали участнику ассамблеи журналисты.

- Без всякого сомнения, в воздухе это витало. Даже если сериал не назывался, этот вопрос мелькал. Все понимали адресную точку некоторых обсуждений, - признал Сергеев.

Что же касается его личного мнения о появлении на Первом канале такого кинопродукта, здесь он сказал следующее:

- Разумеется, нигилизм является составной частью жизни. Нигилизм как определенная рецепция, вполне возможно, допустим. Но нигилизм не может практиковаться там, где определяется ключевая идеология. Если бы это были частные каналы, ради бога, показывайте все что угодно.

Прозвучал вопрос о потребности в учителях. Количество учащихся сокращается, нужно ли нам столько педагогов, сколько имеется сейчас, и не получится ли такая ситуация, что через год, через два университет не наберет студентов и ему самому придется сокращаться?

На это Андрей Михайлович заметил, что ректоры педвузов прогнозируют в 2020 году значительный всплеск в школах. А 20-й год не за горами. Значит, надо сохранять и здания, и всю инфраструктуру, и кадры. Но что 20-й!

- У себя в университете, занимаясь социологическими исследованиями, мы просчитали, что уже в 2016 году количество выпускников школ значительно увеличится. Так что демографическая проблема есть, но ее очертания уже четко проглядываются, - оптимистично подвел черту Сергеев.

Что же касается сокращения штатов в вузе, то это есть.

- Но оно не касается профессорско-преподавательского состава, а затрагивает вспомогательный персонал - инженеров, лаборантов. Для нас это больная тема, но что делать. У нас нет лимитных бюджетных ассигнований в полном объеме, - признается ректор.

Существует, кстати, такое мнение, что учителей можно готовить и не в педвузе. Этой позиции придерживается, например, ректор МГУ имени Ломоносова академик Садовничий. Андрей Сергеев соглашается, что в каких-то частных случаях это допустимо, но заменить всю систему педагогического образования, считает он, такой подход не может.

Есть, правда, много упреков в том, что не все выпускники педвузов идут работать в школу. Полемизируя с этим высказыванием, Геннадий Бордовский, ректор РГПУ имени Герцена (на базе этого университета проходила ассамблея), говорил о том, что педагоги не единственные, использующие свое образование не по прямому назначению. По части трудоустройства согласно полученному диплому они где-то в середине списка. А вот больше всего изменяют своей профессии свежеиспеченные специалисты с дипломами военных и сельскохозяйственных учебных заведений.

И еще о проблеме кадров прозвучал вопрос к Сергееву. Президент говорит об омоложении учительского корпуса, а молодежь жалуется, что в школах все места заняты пенсионерами и молодым устроиться практически невозможно. Рассматривалась ли проблема с этой стороны?

- Мы должны создать такие социальные механизмы, чтобы пенсионеры могли уходить, а их место занимала бы молодежь. Но для этого надо очень много сделать, пока таких механизмов нет, - сообщил Андрей Сергеев, - на ассамблее шел разговор и по этому поводу. Отдельные варианты механизмов пока апробируются, есть регионы, которые эту проблему решают.

На педассамблее был рассмотрен также проект профессионального кодекса учителя. Теперь предстоит его общественное обсуждение. Учителя должны сами активно участвовать в определении тех норм, которым они должны соответствовать. Тоненькую книжечку со сводом этих норм Андрей Михайлович дал полистать журналистам.

Обсуждение кодекса, и самой идеи его появления кстати, уже активно идет в Интернете. Согласно рассматриваемому документу учитель должен то, должен се… (любить детей и желать с ними работать, владеть методикой и знать свой предмет и так далее).

Как сделать так, чтобы учитель был не только «должен», но еще и «мог»? - задает вопрос один из участников виртуального обсуждения. И вопрос этот, кстати, вполне можно адресовать педвузам. Ведь если по окончании учебы их выпускники почувствуют в себе достаточные силы, профессиональную уверенность, то мимо школы не пройдут.

Фото: Ещенко С. П.
Андрей Сергеев.
Галина ДВОРЕЦКАЯ