- Да они все - любимые, - говорит о своих учениках учитель младших классов мурмашинской школы № 3 Вера Гуренко.

Двадцать лет она работает в этой школе. Ее первые выпускники уже своих детей к ней привели. Причем именно к ней, потому что помнят, как хорошо, как комфортно было им со своей первой учительницей.

О том, какой она замечательный человек, школьники написали в письме, отправленном на конкурс «Народный учитель». Этот конкурс проводит сейчас телекомпания ТВ-21. Послание из Мурмашей, а его составляло сразу два письма, привлекло внимание организаторов конкурса. В одном письме о Вере Петровне рассказали четвероклассники, которые сейчас у нее учатся. Второе написали ее бывшие ученики, нынешние восьмиклассники.

Надо сказать, что жители области охотно откликнулись на призыв выбрать «народного учителя». Заявок поступило много. Их прием уже закончился. Не все, правда, попадут в телевизионный сюжет. Количество передач ограничено. Поэтому борьба за победу начинается как раз с удачно составленной заявки. Внимание журналистов в первую очередь привлекают те из них, где искренне и занимательно рассказывается о педагоге, а точнее, доказывается, почему именно он достоин звания народного. Вот по этим адресам и спешат журналисты за сюжетом.

- Но бывают письма, - сетует участник проекта, сотрудник ТВ-21 Дмитрий Наумовец, - когда школьники, рассказывая о своем учителе, обходятся лишь словом «всё» и его производными. «Какие уроки самые интересные у этого учителя?» - «Все». «Что вам в нем больше всего нравится?» - «Всё». И так далее. Может, человек, и действительно, очень интересный, достойный. Но этого, судя по рассказу о нем, не видно.

А вот благодаря заявке мурмашинских школьников, на нескольких листах поведавших о своей любимой учительнице, с ней теперь познакомились и телезрители области. Вместе с журналистами они побывали на уроке, который вела Вера Петровна, у нее дома и на встрече учительницы с одним из своих выпусков. Как раз с теми восьмиклассниками, которые выдвинули ее на конкурс. Они учатся все в той же школе. Встретиться и поговорить, казалось бы, возможность есть всегда, но и восьмиклассники - люди занятые, и у Веры Петровны, как правило, забот полон рот. Поэтому недавно, в самый вьюжный день, когда из-за непогоды отменили уроки в начальной школе, нашли они время, чтобы собраться вместе и вспомнить минувшие дни. Вера Петровна по такому случаю в своих архивах разыскала альбом, посвященный этому выпуску. То-то было смеха, удивлений и восклицаний, когда листали его страницы.

- Дима, помнишь, - рассматривает Вера Петровна фотографию и с улыбкой обращается к возвышающемуся над сверстниками мальчику, - когда ты пришел в первый класс, то оказался меньше всех ростом. А вот Саша, тоже кнопочка была, из-за парты одни банты торчали. Вот Алеша, мой верный рыцарь, помнишь, домой меня после уроков провожал.

- Нам по пути было, - скупо объясняет сейчас Алеша, - я жил недалеко.

Но, наверно, не только это являлось причиной столь рыцарского поведения. Ведь не просто провожал. Дожидался, когда Вера Петровна освободится, портфель ее нес. Заботился о ней, таким вот образом отвечая на ее отношение к ним - девчонкам и мальчишкам. Которых пестовала терпеливо, которых многому смогла научить.

- Люблю этот возраст, - признается Гуренко, - они приходят ко мне, ничего не зная и не умея, но такие открытые, такие доверчивые. Вот и стараюсь не обмануть их доверия, дать не только побольше знаний, но и привить все то хорошее, что помогает человеку в дальнейшей жизни.

И очень большую опору в жизни дает осознание своих корней, знакомство с краем, где живешь. Краеведение - особое увлечение Веры Петровны, ее конек. Она даже написала собственную программу по этому предмету. Обкатывает ее сейчас на четвероклассниках. Ну а дальше будет распространять свой опыт через областной институт повышения квалификации работников образования и культуры.

- У нас острая нехватка учебников по краеведению именно для начальной школы, - сетует по этому поводу Гуренко.

Оттого и пришлось взяться самой. Опять же, интерес к собственному краю имеет немалый и неувядающий. Сама Вера Петровна - коренная северянка. Здесь, в Мурмашах, родилась, окончила школу, мурманское педучилище, здесь же, в Мурмашах, и работает.

Еще одна сквозная тема ее педагогического творчества - воспитательная система класса. Он у нее разбит на экипажи. Судовые, конечно. Край-то исконно рыбацкий, в прежние времена почти у каждого в семье были рыбаки. В рыбное будущее Кольского полуострова Гуренко верит и сейчас. Романтику морских просторов успевает передать ученикам. И нынешние восьмиклассники на встрече с ней дружно и слаженно распевали: «Ах, эти дальние края, ах, эти страны. И нас уводят за собою капитаны. Нас неизвестное зовет, нас неизвестное зовет. Вперед! Вперед! Вперед!»

- С этой песней они от меня уходили в четвертом классе, - ностальгически вздыхает Вера Петровна.

Каждые четыре года прощается она с устремленными вперед ребятишками - нынче уже седьмой выпуск будет, а все привыкнуть к этим расставаниям не может. Зато в сентябре вновь встретят ее в классе доверчивые широко распахнутые глаза первоклассников. И уже с ними будет она разучивать песню о дальних странах, не забывая знакомить их с краем, в котором живем.

Галина ДВОРЕЦКАЯ