Статью с таким названием я впервые опубликовал лет двадцать тому назад. А перед этим лет десять шел к ней, к ее мыслям и выводам. Сегодня чувствую необходимость повторить их и дополнить, хотя бы пунктирно, ибо они не только не устарели, а становятся все более актуальными.

Попробуйте вспомнить школьные уроки истории.

«Просвещение» Европы, то есть история взросления этой части человечества (а к ней, через Византию, безо всякого сомнения, принадлежим и мы), представляет нам три этапа, каждый из которых удостоился заглавной буквы: Античность, Средневековье и Новое время. Как они переходили друг в друга, сегодня касаться не будем, но каждая из этих эпох в своем классическом выражении имела особый тип общеобразовательной школы, воспроизводящей человека, нужного именно этой эпохе.

Школа Античности делала упор на развитие тела, музыкальных и художественных задатков человеческой природы. Иначе говоря, была по преимуществу школой эстетической, школой Красоты.

Школа Средневековья, отказавшись от диктата эстетики, стала школой этической, где вместо Красоты на пьедестал всенародного идеала встало Добро, сиречь Христианство, ставшее главным, непререкаемым предметом, сущностью средневековой школы.

А Новое и главным образом Новейшее Время, попытавшись отказаться от «религиозного дурмана» и впав в почти религиозное отношение к науке или, образно говоря, к Истине, создало общеобразовательную школу по типу лектория, то есть нынешнюю школу с ее учителями-предметниками.

Не будем привередливыми и согласимся, что каждая из этих типовых школ вреда ребенку не хотела и понимала: конечная, заглавная цель воспитания - человеческая цельность. Но признаем и то, что каждая эпоха сознавала и создавала ее по-своему, в соответствии со своим духовным возрастом. Античность активно лепила человека «цельноэстетического», средневековое общество воспроизводило «человека верующего», этического, боящегося отпасть от Бога, а общество ближайшего к нам времени поняло человека как естествоиспытателя и попыталось создать целиком рационалистически мыслящего индивидуума, взывая к его рациональному мышлению прямо с младенчества.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, пришла пора понять: все три учительские установки западной цивилизации (других я тут не касаюсь), обусловленные взрослением общечеловеческого сознания, - естественны были именно для возрастания, самовоспитания общества. И все они поодиночке исчерпали свой единоличный руководящий потенциал. Сегодня, да и давно уже, честно говоря, мы находимся в ситуации крушения последнего члена великой триады «Красота - Добро - Истина», взятого западной ветвью человечества в качестве всеобъемлющего идеала культуры и воспитания.

Для адекватного принятия вызовов нынешнего взрывного времени и должного ответа на эти вызовы нам, да и не только нам, нужна принципиально новая общеобразовательная школа, которая сумеет совместить в подрастающей личности все три цели, три исторически обусловленных упования.

Прочитал я на днях интервью, взятое у Виктории Владиславовны Чачиной, более двух десятилетий возглавлявшей, и не без основания, официальную городскую культуру. И вот что она говорит:

«Я всегда считала и считаю, что дети, прошедшие через музыкальную и художественную школы, в будущем станут состоявшимися людьми. Эти ребята не тусуются по подъездам и не попадут в сюжеты криминальной хроники. Они другие. У них иные мозги, иной взгляд на мир, иное воспитание».

Совершенно с нею согласен. И считаю, что учитель будущей начальной общеобразовательной школы должен иметь базовое художественное или музыкальное образование и воспитывать в своих ребятах не только умение читать, писать и считать, а и чувствовать, и передавать красоту и музыку окружающего мира. Нынешняя школа этого не дает.

Не менее важно изменить и второй, во многом определяющий человека подростковый этап общеобразовательной школы. На нем, согласно возрасту, формируются профессиональные предпочтения, если их пробуждать. Здесь обостряются и вопросы, запросы пола. На этом фазисе школьного образования полезно и даже необходимо разделить ребятишек, создать женские и мужские классы с действенным, полноправным и убедительным классным воспитателем. Мальчиков на этом школьном этапе (в чем я совершенно убежден) должен воспитывать мужчина, способный увлечь ребятишек примером своей жизни, а девочек - привлекательная и все знающая «матрона». Этот этап - важнейший в воспитании будущего человека, здесь выясняются его главнейшие предпочтения. Здесь ему дается глубинная путевка в жизнь. Но нынешняя школа даже не думает об этом.

И только на третьем этапе школьного взросления - после 12-13 лет, ребенок психологически приближается к взрослому состоянию, способному к логическим умозаключениям, то есть к тому, к чему его нынче принуждают уже с первого класса. Но к 12 годам наша сегодняшняя школа ребенку уже неинтересна, она ему до тоски надоела, поскольку раньше не дала того, чего требовало его детское естество.

Что можно сказать в заключение? «Школа Истины, Добра и Красоты», как я ее понимаю, конечно, если мы к ней повернемся, потребует от государства, от общества переворота в мыслях и существенных материальных затрат. Но зато построение такой школы вполне может стать национальной идеей, могущей вывести нашу страну из недрозависимых в интеллектуально руководящие.

Владимир СЕМЕНОВ