На состоявшемся в середине апреля ученом совете Мурманского государственного педагогического университета принято решение обратиться в Министерство образования и науки РФ с просьбой о переименовании вуза в Мурманский государственный гуманитарный университет.

Чем такое решение вызвано и о дальнейших путях развития вузовского образования - наш разговор с ректором МГПУ Андреем Сергеевым.

- Андрей Михайлович, почему решили избавиться от слова «педагогический» в названии, и будете ли вы дальше вести подготовку педагогических кадров?

- Решение о переименовании принял не ректор единолично, даже не ректорат, а единогласно ученый совет. Нами были проанализированы все тенденции развития образования, включая систему высшего педагогического, в свете инициативы «Наша новая школа», в свете выступлений президента и действий правительства по реализации этой инициативы. Учитывая то, что педагогические вузы предполагается серьезно реформировать, включив их в состав классического университета или превратив в филиал крупного базового педагогического вуза, мы искали оптимальный путь своего развития и пришли к такому решению.

Мотивации такие. У нас сейчас реализуется 55 основных образовательных программ - то, что называлось раньше направлениями подготовки, специальностями. Все направления включены в 7 укрупненных групп специальностей. Из этих групп только одна - по педагогике. Остальные уже не педагогика. Это физико-математические, гуманитарные, социальные, естественные науки, культура, экономика и управление. Мы явно переросли рамки педагогического вуза. А на существующую структуру имеем аккредитацию, а также лицензии на все основные образовательные программы. Но мы продолжаем и будем продолжать вести подготовку учителей.

- В тех же объемах?

- Нет, конечно, меньше. Во-первых, школы пусть не на 100 процентов, но ими укомплектованы. Потом из-за проблем демографии снижается госзаказ на подготовку педагогических кадров. Все зависит от ситуации: появится много детей, будут строиться школы, мы также станем наращивать свои силы.

- Когда произойдет смена «вывески»?

- Требуется определенный этап на подготовку, прежде чем обратиться в Минобразования и науки РФ. Сейчас, кстати, идет реформирование Федерального агентства по образованию. В середине мая оно свои полномочия прекращает. Вот когда наверху все утрясется и мы подготовим документы, тогда и будем подавать обращение.

- А будут ли все же какие-то перемены в вузе в связи с его новым названием?

- Частичная реорганизация произойдет, но, хочу заверить, на студентах это никак не отразится. Это наше внутреннее дело. Например, у нас сегодня 9 факультетов, мы предполагаем сделать 6 структур: одна из них - пединститут, где будут собраны как раз педагогические специальности и плюс еще 5 факультетов по другим направлениям. Соответственно распределим и кафедральные силы, чтобы они способствовали реализации уровневой подготовки. Потому что со следующего - 2011 года будет проходить набор только на уровневую подготовку: в бакалавриат и магистратуру.

- А в нынешнем 10-м году как будет прием осуществляться?

- Это последний год, когда еще будет вестись прием на так называемый специалитет - то есть подготовку специалистов по прежним нормам: студент отучился 5 лет, получил диплом о высшем образовании. Вообще-то, министерство образования и науки обещало отменить прием на специалитет еще в 2009 году, но потом на год продлили. Трудно поступающим усвоить, что бакалавриат тоже высшее образование. К нему относятся с каким-то подозрением. И напрасно. У студентов сейчас такие возможности появляются, о каких в наше время и не мечтали. Вот у нас сейчас готовятся три академические группы бакалавров по программе северных исследований на базе норвежских вузов. Это онлайновая англоязычная подготовка, замечу - бесплатная, в рамках академической мобильности - взаимодействия с зарубежными вузами. В результате кроме диплома нашего университета студенты, которые одолеют эту программу, получат еще и норвежский диплом бакалавра. Есть и другие перспективы в области академической мобильности. МГПУ сотрудничает с зарубежными вузами в рамках Баренц Трансграничного университета по двум магистерским программам.

- А куда больше сейчас поступают? На специалитет, бакалавриат?

- Пока на специалитет. Видно, действует стереотип. Но, тем не менее, через год выпускаем уже первых магистров. Сейчас у нас 6 магистерских программ, будем эту линейку расширять.

- А бакалавров когда начнете выпускать?

- Через три года. Они еще только первый год учатся. Неоднозначное, кстати, мнение о бакалаврах и у работодателей. Они еще не до конца понимают, как на такое образование смотреть.

- А как смотреть?

- Как на высшее. С перспективой дальнейшего обучения. Это уже в зависимости от нужд и желания работодателя. То есть он может отшлифовать специалиста под себя, под свое производство. Надеюсь, что взгляды работодателей за ближайшие годы поменяются и диплом бакалавра не будет вызывать у них настороженности.

- Уровневое образование - что кроме ступеней бакалавриата и магистратуры подразумевает это понятие?

- Специфика уровневой системы состоит еще и в том, что каждый выбирает себе темп обучения, рассчитанный по своим силам. Вот раньше, когда было много абитуриентов, были конкурсы, мы отбирали в университет наиболее сильных. Сейчас к нам попадают люди с разными «стартовыми» условиями. Одни в состоянии усвоить предлагаемый объем материала за определенное время, другим, может, времени требуется больше. Поэтому современная система зачетных единиц - баллы, кредиты - позволяет студенту выбрать такую траекторию получения образования, какая ему больше подходит. Хочет, пусть 10 лет учится.

С введением этой системы появляется возможность накопления зачетных единиц. И если по каким-либо обстоятельствам студент не может в данный момент продолжить образование, то он имеет возможность сделать это позже, не теряя полученных ранее зачетных единиц.

Галина ДВОРЕЦКАЯ