«За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так - и все не так Через одно мгновенье». Эти строки поэта Вадима Шефнера, с чувством продекламированные участницей первого регионального конкурса мастеров производственного обучения «Мастер года - 2010» Тамарой Цветковой (она обучает ребят специальности «повар-кондитер» в кольском профучилище № 2), созвучны ее отношению к жизни, к работе. А жизнь, как она считает, должна быть яркая, красивая и... вкусная.

Такое приподнято-возвышенное отношение ко всему вокруг, к делу, которому служат, было присуще всем участникам состоявшегося на прошлой неделе конкурса. Каждый так восторженно рассказывал о своих учениках - о первых их шагах в постижении профессии, об их первых победах на всевозможных соревнованиях по мастерству, что невольно думалось: и этот в душе поэт. Хотя как иначе можно увлечь своего ученика, если не увлечен сам, как зацепить мальчишку или девчонку, как добиться, чтобы у них в глазах появился блеск азарта, если у самого ничто в душе не шелохнется?

У девяти смелых, девяти беспокойных и неугомонных собравшихся на первый конкурс мастеров душевных волнений-шевелений много. Вызванных и общением с учащимися, и желанием вырастить мастерового человека, передать ему свой опыт и посоревноваться в этом деле с коллегами из других городов и районов области.

Среди них Людмила Гришина из апатитского профессионального училища, она готовит ребят по специальности «электромонтер по ремонту и обслуживанию помещений»; Ольга Герасимова - в Мончегорском профессиональном лицее выращивает коммерсантов; Игорь Белоусов из села Ена в филиале Ковдорского политехнического колледжа обучает на слесарей-ремонтников; Анна Чамина - мастер производственного обучения по специальности «мастер отделочных строительных работ» в мурманском строительном колледже имени Момота и другие.

Своих учеников они любят все. Хорошо при этом понимая, что за контингент идет в профучилища. Зачастую это ребята из неблагополучных семей, трудные подростки, к которым не нашли подход в средней школе. Вот и стараются и подростка заинтересовать, чтобы тот осознанно подходил к учебе, и про воспитательные моменты не забывают. В том числе и на собственном примере. Взять хотя бы Татьяну Кожевину - мастера производственного обучения по специальности «хозяйка усадьбы» в ПУ № 26 Ловозера. Она сама выпускница этого профучилища, когда-то училась здесь. Потом закончила Кировский технический колледж, академию госслужбы. Для своих учениц она пример непрестанного движения вперед. Ведь профессиональное училище может стать и дорогой к вершинам мастерства рабочих специальностей, которые сейчас очень востребованы, и стартовой площадкой для получения дальнейшего профессионального образования вплоть до высшего.

Александр Батушан, мастер производственного обучения Печенгского политехнического техникума, готовит слесарей по ремонту автомобилей. Профессию свою любит настолько, что его хобби - это тоже ремонт автомобилей, как он признается. Но еще он активно осваивает и другие специальности: телемастера, токаря, сварщика... Вот и его ребята стремятся получить как можно больше знаний и умений. Кроме основной специальности автомеханика, учатся параллельно на сварщика, электрика. А кто и на повара, продавца. В жизни ведь все может пригодиться.

Или Сергей Воробьев - мастер производственного обучения по специальности «электромонтажник судовой», представляющий росляковский профессиональный лицей № 19. Он так же, как и его коллеги, увлечен и тем делом, к которому приобщает ребят, и самим процессом обучения. При этом, сам имея ряд научных публикаций, привлекает к научно-исследовательской работе и своих учеников. Результатом доволен. Есть, как он говорит, чем гордиться. Но не забывает про здоровый образ жизни. Спортивный разряд по боксу позволяет ему давать уроки своим подопечным и на ринге.

В прошедшую пятницу в областном центре дополнительного образования детей и юношества «Лапландия» были подведены итоги, названы имена победителей.

- Жюри было трудно оценивать работу конкурсантов, трудно было сравнивать их. Ведь все они такие разные - интересные личности и сильные профессионалы, - признался председатель конкурсного жюри главный специалист регионального министерства образования и науки Игорь Волченко, - но те кандидатуры, за которые все же проголосовало большинство, - это действительно сильные мастера, точнее - сильнейшие среди сильных.

Итак, финалистами конкурса стали Ольга Герасимова, Людмила Гришина, Сергей Воробьев. А победителем был назван Наиль Гайфуллин - мастер производственного обучения по специальности «автомеханик» мурманского профессионального училища № 16. О себе Гайфуллин рассказывает, что быть механиком ему генетически определено: и отец был механиком, и дед. И сын выучился на механика.

- Железо у меня в крови, - признается победитель.

Проработав 15 лет инженером в рыбном порту, он уже 23 года обучает ребят. И к этому делу до сих пор относится с большим воодушевлением и творчеством. Он имеет множество методических разработок. Ведь каждый ученик вызывает профессиональный азарт: как его заинтересовать, какой подход найти. И в отличие от коллег, которые рассказывали о том, как горят глаза у их подопечных, когда те постигают азы профессии, он прямо-таки стихи читал о том, как горят глаза у мастера, когда приходит новый ученик.

Все участники конкурса были награждены дипломами и призами, учрежденными министерством образования и науки Мурманской области.

Галина ДВОРЕЦКАЯ