Радиацию нельзя пощупать. У нее нет цвета и запаха. Тем важнее максимальная открытость информации во всем, что касается атомной отрасли. Способствовать решению этой задачи призван созданный более двух лет назад Общественный совет по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области. В его состав входят ученые, специалисты-атомщики, представители властных структур и неправительственных экологических и природоохранных организаций. На этой неделе члены совета побывали с визитом на ФГУП «Атомфлот». Пригласили на мероприятие и прессу.

- Общественный совет, средства массовой информации хотят знать состояние дел на объектах, где ведется переработка или осуществляется хранение радиоактивных отходов. И «Атомфлот» - одно из таких предприятий, - подчеркнул секретарь совета Сергей Жаворонкин. В настоящее время в состав действующего флота предприятия входят четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил - это атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы» - и два ледокола («Таймыр» и «Вайгач») с однореакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил, а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». К ним следует добавить суда атомного технологического обслуживания: плавучие технические базы «Имандра» и «Лотта», спецтанкер «Серебрянка» для жидких радиоактивных отходов и судно дозиметрического контроля «Роста-1». В отстое находятся три атомных ледокола - «Ленин», «Арктика» и «Сибирь» и две плавучие технические базы - «Лепсе» и «Володарский».

Радиоактивные отходы (РАО) и отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) стали накапливаться на предприятии с момента создания атомного ледокольного флота. РАО - это узлы, детали, механизмы ядерных энергетических установок, а также инструменты и материалы, имеющие наведенную активность. Плюс жидкие радиоактивные отходы, образующиеся при обслуживании атомоходов.

Еще в середине восьмидесятых годов прошлого века на «Атомфлоте» вступил в строй комплекс по обращению с РАО - хранилище твердых радиоактивных отходов (ТРО). Впрочем, их хранение здесь изначально планировалось как временное. На Кольском полуострове должны были построить могильник РАО. Предполагалось также захоронение подобных отходов в море.

Но время внесло свои коррективы в эти планы. Могильник так и не был построен. Затопление РАО в морских глубинах также было запрещено. В результате - на начало 2008 года на «Атомфлоте» накоплено 1531 кубометр твердых радиоактивных отходов, основная часть которых хранится здесь более двадцати лет. Заполнение хранилища контейнерами с низкоактивными ТРО составила 350 (!) процентов от проектного. Контейнеры размещались на открытых площадках под временными укрытиями. Да и сами они не отвечали требованиям хранения, ибо предназначены для захоронения в море.

Дальнейшее накопление отходов грозило просто-напросто парализовать деятельность предприятия. Поэтому еще в 2006 году был разработан план мероприятий по их приведению в нормативное состояние. Годом позже правительство России утвердило федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» с бюджетом 145,3 миллиарда рублей. Согласно этому документу на реализацию комплекса мероприятий, имеющих отношение к работе «Атомфлота», предусмотрено бюджетное финансирование в объеме, превышающем 2 миллиарда рублей.

- За последние несколько лет на предприятии проделана очень большая работа, - пояснил первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. - Ее результаты мы вам покажем. То, что уже сделано, - промежуточный этап. До 2012 года будет выполнен еще больший объем работ.

Стратегическая задача - изменение условий временного хранения ТРО и подготовка их к передаче на длительное хранение. Для этого была разработана технология кондиционирования радиоактивных отходов. Создан новый тип контейнера, где опасное содержимое может храниться до 50 лет. Этакий тетрапак для ТРО.

Значительные изменения претерпел пункт обращения с РАО и ОЯТ предприятия. Членам совета и примкнувшим к ним журналистам показали так называемый 7-й пролет. Раньше, как пояснил заместитель главного инженера - начальник управления спецпроизводства ФГУП «Атомфлот» Андрей Абрамов, здесь был цех для ремонта загрязненного оборудования атомоходов. Теперь практически весь станочный парк из цеха убрали, а само помещение переоборудовали под линию кондиционирования низкоактивных ТРО.

Впрочем, посещение объекта началось с санпропускника, где визитеров переодели в наряды «а-ля доктор Борменталь»: белые халаты, шапочки, перчатки плюс специальная обувь и бахилы. Кстати, санпропускник - тоже новенький, удовлетворяющий всем современным требованиям. Последней деталью экипировки стали индивидуальные дозиметры.

В переоборудованном цехе низкоактивные ТРО (к кондиционированию их более опасных собратьев преступят позже) упаковывают в специальные контейнеры нового образца. Для более рационального использования их емкости крупные фрагменты измельчают на ножницах-гильотине, способных разрезать сталь до 60 миллиметров толщиной.

Чтобы «экскурсанты» (в данном случае, слово это, безусловно необходимо закавычить) смогли оценить произошедшие изменения, им показали 8-й пролет. Здесь реконструкция еще не проведена, и фонящие «железяки» просто сложены на полу. Никакого особого риска в этом тоже нет. Если, конечно, вы не собираетесь обустроиться в 8-м пролете на постоянное место жительства. Но дозиметры, как по команде, малодушно запищали. Как говориться, почувствуйте разницу - до и после реконструкции.

- Ну что, теперь дадут молоко с йодом? Или йод с молоком? - пошутил кто-то на обратном пути.

При тех уровнях профессионализма и безопасности при обращении с радиоактивными отходами, которые существуют на «Атомфлоте», подобные вопросы, к счастью, могут быть только шуткой. «Чисто» - уверенно подтвердил и сложный аппарат, похожий на флюорографический, к могучей груди которого пришлось нежно прижаться каждому посетителю запретной зоны при выходе.

Подтвердив инструментально свою чистоту, сняв белые одежды и сдав дозиметры-паникеры, мы продолжили осмотр предприятия. Уже выполнено кондиционирование 58 процентов накопленных здесь низкоактивных ТРО. С отрытых площадок контейнеры старого образца полностью убраны. Впрочем, и новые контейнеры бока солнцу не подставляют. Их складируют во временном хранилище кондиционированных РАО, которое также показали членам совета и журналистам. Отсюда контейнерам предстоит отправиться в Сайда-губу, где возводится комплекс длительного хранения радиоактивных отходов и реакторных отсеков утилизированных атомных субмарин.

Последний пункт программы визита - плавпричал. Он за последнее время был удлинен и реконструирован. Здесь нашли свой последний приют выведенные в отстой плавтехбаза «Лепсе» и атомоход «Сибирь». Кстати, на «Сибире» в течение 2009-2010 годов проведен большой объем работ. С судна удалены все радиоактивные отходы за исключением недемонтируемого оборудования, и сейчас оно находится в безопасном состоянии, без экипажа.

- Зачастую неправительственные организации критикуют предприятия атомной отрасли за закрытость. Но сегодня я был поражен тем объемом информации, которую представил нам «Атомфлот». Очень подробно, ничего не тая, нам рассказали и показали, что происходит на предприятии, очертили перспективы, - подвел итоги визита Сергей Жаворонкин. - Уверен, что такие визиты весьма полезны как для членов общественного совета, так и для СМИ. И мы будем продолжать подобную практику.

Фото: Федосеев Л. Г.
Последняя стоянка.
Игорь ЯГУПОВ