- Когда мы приехали в Териберку, хлестал проливной дождь и шел град, так что промокли до нитки за несколько минут. Спаслись тем, что, зайдя в какое-то недостроенное здание, разожгли прямо там костер. Нас очень позабавило: пока мы грелись и обсыхали, появились какие-то люди и принялись деловито разбирать этот недострой на кирпичи, - рассказывает о своих заполярных впечатлениях петербургская художница Ольга Флоренская. Вместе с мужем и коллегой Александром, а также живописцами Татьяной Смирновой из города на Неве и Виктором Сачивко из Красноярска она две недели провела в наших краях. Плодом этого путешествия стала выставка «Мурманский пленэр», открывшаяся в воскресенье в областном художественном музее.

Флоренские в заполярной столице второй раз. Их предыдущий визит состоялся ровно год назад, когда известные питерские художники участвовали в международной выставке «Пан-Баренц». Тогда Ольга и Александр показали свои этюды, созданные на пленэре в Киркенесе, а также необычные пространственные композиции из серии «Город N». Их пленили необычная красота Мурманска, длинные шеи портовых кранов, натруженные борта кораблей, сопки, близкое северное небо… Вот и возникла мысль вернуться сюда, чтобы воплотить увиденное в красках.

Несколько лет назад у Александра родился замысел, который впоследствии получил название «Общество любителей живописи и рисования». Этот проект даже не назовешь творческим объединением, поскольку речь не идет о постоянном составе участников. Скорее содружество единомышленников, связанных общей идеей.

- Сейчас пленэр, рисование с натуры стало уделом стареющих маргиналов либо учеников художественных школ. Художники если уж рисуют, то большие, «серьезные» картины или вовсе предпочитают какой-нибудь видеоарт, - с иронией говорит Александр. - Мы же решили вновь ввести моду на рисование красками или карандашом с натуры.

С этой целью Флоренские со товарищи дважды в год выезжают в какой-нибудь далекий от двух столиц город, проводят там в непрерывной работе две-три недели, после чего организуют прямо на месте выставку, часть которой передается в дар тамошнему музею или галерее. Новой точкой проекта стал наш край.

Первые дни на Кольской земле художники провели с фотоаппаратами в руках. Автору этих строк довелось сопровождать их в вечерних и ночных прогулках по сумеречному Мурманску, его лестницам, переулкам… Гостей тянуло к «водичке» и «корабликам», к черным от угольной пыли железнодорожным переездам, серым шпалам, пирсам, мокрым камням, обнажившимся во время отлива. Находить поэзию в повседневном, нелакированном Флоренские умеют. А еще - находить материалы для будущих работ в местах, мягко скажем, нетривиальных. Наша первая совместная прогулка была щедро украшена блужданиями по… помойкам. Из куч строительного мусора и старой мебели Ольга Флоренская и Татьяна Смирнова извлекали настоящие сокровища.

- Отличная доска, красивая! - восхищалась Ольга какой-нибудь потемневшей от времени деревяшкой.

- Ширпотреб, - отрезал муж. - А вот эти дверцы от шкафчика и впрямь ничего.

- Вот это - вещь! - выуживала Татьяна из старой газовой плиты ржавый металлический противень.

Навьюченная такого рода сокровищами, наша компания смотрелась, прямо скажем, живописно! Зато как приятно было на выставке узнавать некоторые из этих необычных предметов, получивших жизнь в искусстве. Например, металлическая крышка от чудовищных размеров консервной банки (помните, в таких раньше продавалась селедка?) превратилась в руках Ольги в символ Дома художников на улице Полярные Зори, где проживал маленький отряд, - стилизованный под ретро номерной знак с надписью «Полярные Зори, 25» и инициалами автора. А выдвижной ящик комода стал будкой для нарисованной собаки, встреченной на плавмастерских. На стильной железяке, найденной в Териберке, разместилась сценка: у мощного костра греются фигурки замерзших художников. Нашлось применение и доскам, найденным нами совместно, - они стали фоном для «портретов» нескольких кораблей родом из рыбного порта.

Кстати, порт оказался одной из важных точек пленэра. Его руководство пошло навстречу гостям, и они получили почти неограниченный доступ на причалы. Немудрено, что тамошние пейзажи заняли центральное место в экспозиции.

- Пленэр интересен еще и тем, что каждый художник искренне уверен, что нашел те самые, точные цвета для передачи увиденного, а затем, видя работы другого, понимает, что… Например, мы с Виктором Сачивко находились на расстоянии 40 сантиметров друг от друга, но посмотрите, какие разные пейзажи у нас получились, - улыбается Флоренский. И впрямь, полная солнца живопись Сачивко и мягкие, спокойной синевы работы его товарища, кажется, совсем из противоположных миров… Но те и другие пленяют одинаково.

Работы Татьяны Смирновой совсем иные. Они полны нежного любования предметом, ироничного взгляда на вещи. На холстах нашлось место и упаковке соленой семги, и газовой плите почтенного возраста, увиденной в мастерской одного из художников, и удивительным часам, обнаруженным там же («Иногда часы начинают ходить, за 4 дня стрелка продвинулась на 15 минут», - гласит подпись). А еще там есть ботинки, которые взамен промокших предложила Татьяне мурманский график Анастасия Береза, и случайно увиденный у меня игрушечный самолетик родом из детства (картина «Самолет Тани Брицкой и Ботинки Насти Березы» стала для нас своего рода приветом на этой выставке).

Чистые краски, детский, незамутненный взгляд на мир, где всегда есть место игре и никогда - излишней серьезности, где можно купить билет на игрушечный самолет и сорваться на нем прямо в бесконечность, - такой увидели зрители эту экспозицию, которая, к сожалению, пробудет в Мурманске недолго, лишь до 29 августа. Впрочем, четыре работы навсегда останутся в фондах нашего музея. Их авторы не исключают, что еще вернутся в Заполярье - где еще переждешь град у костра в полуразрушенном доме, только что едва не упав с утеса, и уснешь под тиканье часов, на которых четыре дня проходят как четверть часа?..

Фото: Федосеев Л. Г.
«Мурманский рыбный порт».
Фото: Федосеев Л. Г.
Виктор Сачивко, Ольга и Александр Флоренские, Татьяна Смирнова.
Фото: Федосеев Л. Г.
На выставке.
Татьяна БРИЦКАЯ