С этой фразы начал свое выступление на традиционном августовском совещании педагогов нашего края министр образования и науки области Василий Костюкевич. И пояснил на таком примере. Десять профессий, которые сегодня являются одними из самых востребованных, в 2004 году не существовали вообще. Мир меняется так стремительно, что образовательный процесс не успевает за этими изменениями.

Школа не может предугадать, что ждет ее выпускников через одиннадцать лет. Это один из парадоксов нашего времени. Сегодняшние учащиеся будут завтра в своей работе использовать технологии, которых еще нет, решать задачи, о которых мы пока и не знаем. Поэтому школа должна дать подрастающему человеку не только определенные знания, но и стремление постоянно совершенствоваться, обучаться в течение всей жизни. Именно на это и нацелена государственная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Выступление министра было обстоятельным. В нем нашлось место итогам минувшего учебного года, планам на будущий и, конечно, тем задачам, которые нынче стоят перед учительством области. А ему приходится нелегко. Уменьшение количества учеников в результате демографического спада привело к закрытию 21 школы и перераспределению ребят из одних в другие. Процесс этот, безусловно, болезненный как для учащихся, так и для педагогов.

Я, кстати, в свое время сама через такое прошла, когда нашу мурманскую 23-ю школу закрыли, а здание отдали под другие образовательные учреждения. Мы, ее выпускники, долго жили с занозой в душе. Школа ведь как дом, вместе с его потерей теряешь и частицу себя, своего отрочества. Стены новой 23-й так и не стали для нас родными...

Впрочем, те, кто занимается организацией образования, во главу угла ставят, конечно, не эмоции, а экономию средств. Эти сэкономленные от закрытия и перепрофилирования школ деньги, как пояснил Василий Костюкевич, пойдут на обеспечение современным оборудованием действующих. Уже в нынешнем учебном году 20 из них получат на эти цели 14 миллионов рублей.

Большое внимание будет уделяться ресурсным центрам, которых сегодня в области 26. По выражению министра, они должны стать локомотивами образовательного процесса в области.

Изменения коснулись не только школ, но и учреждений начального профобразования. В результате слияния морского лицея № 6 и профучилища № 19 в областном центре появился индустриальный лицей. Строительный колледж имени Момота теперь станет готовить специалистов ЖКХ.

Новый учебный год принесет определенные сюрпризы педагогам - будет вводиться новая модель их аттестации. Большинство с этой задачей, безусловно, справится. Однако проверка знаний выпускников девятых классов, особенно по основным предметам, показала, что в ряде школ проблемы есть. Возможно, в чем-то недотягивают и преподаватели, раз их ученики показывают слабые знания.

Особый акцент Василий Костюкевич сделал на нехватке молодых специалистов. Через несколько дней в классах прозвенит первый звонок, а список вакансий до сих пор не заполнен. В школах области не хватает восьми предметников, на сегодняшний день подано только четыре заявки. И это при том, что вузы области в этом году выпустили более 600 молодых специалистов.

- На что тратим деньги?! - воскликнул министр.

Новая школа - это школа для всех. Такая сегодня ставится задача перед образованием. А это означает, что в любом учебном заведении должна быть обеспечена социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, ребят, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Между тем задача эта очень непростая. Слишком много барьеров на пути ребенка, имеющего какие-то проблемы в интеллектуальном или физическом развитии. Таким ребятам приходится учиться на дому, в специальных школах-интернатах. Даже дистанционное обучение, которое будет вестись на базе Минькинской школы-интерната, пока доступно только 15 детям-инвалидам. Со временем доступность, конечно, станет шире. Но и здесь немало вопросов, для решения которых требуются время и деньги. А главное - заинтересованность властей, понимание, что проблемные ребята не должны оставаться обделенными в своей стране. Отношение к ним тоже показатель здоровья нации. Нравственного здоровья.

Людмила ЛОПАТКО