Звонок на перемену, и из классов моментально выплескивается бурлящий поток школяров - смешливых и озабоченных, порывистых и задумчивых. На первый взгляд все, как в обычной школе.

- Дальше, дальше листай! - командует кто-то в толпе, уткнувшейся взглядами в большой сенсорный экран.

Это, впрочем, не просто экран, а «электронное расписание» - последняя цифровая информационная новинка, которой обзавелся Мурманский политехнический лицей. Ее называют также интерактивной входной зоной. Входной - потому что она как бы распахивает виртуальные двери учебного заведения, открывает доступ практически к любым сведениям о нем. Посетитель или ученик за считаные секунды может узнать расписание занятий на завтра или на следующую неделю, как найти необходимый кабинет, какими достижениями может похвастаться лицей, что свеженького появилось на его сайте.

Глядя, как ученики ловко управляются с электронной обновкой, трудно удержаться от мысли о том, насколько сильно изменились дети. Впрочем, изменились и учителя, и родители, и сама школа. Когда-то директор политехнического лицея Татьяна Шовская и представить себе не могла, что рабочий день будет начинать с просмотра электронной почты, что в учительском лексиконе появится понятие «мультимедийность», а самое главное, что изменится сама технология преподавания.

И вот очередной рывок в информационный мир - во вторник в Мурманском политехническом лицее стартовал проект «Цифровая школа», который является одним из направлений приоритетного нацпроекта «Образование».

Первопроходцем лицей стал не случайно. Выбор определили его материальная база, уровень квалификации педагогов, серьезные наработки по внедрению информационных технологий (в том числе многопрофильные дистанционные программы обучения). В зачет пошли и детские исследовательские общества, действующие под крылом Малой академии (региональное отделение этой всероссийской организации базируется именно здесь), и прочее, чем лицей выделяется на фоне многих других образовательных учреждений нашего края.

- Проект этот долгосрочный, - подчеркнул заместитель министра образования и науки области Сергей Мякишев на пресс-конференции, посвященной событию. - Основная задача - оснащение учебного заведения современными и интересными техническими наработками, позволяющими создать единое образовательное информационное пространство и организовать обучение на качественно новом уровне.

Все это не погоня за «цифрой» как таковой, не погоня за модой. Дети, появившиеся на свет в компьютерную эру, привыкли получать знания иначе, чем их родители. Многие буквально с пеленок умеют общаться с компьютером. Значит, и учить их необходимо иначе, чем учили родителей, а тем более бабушек и дедушек. Такую возможность и даст «Цифровая школа».

- Информационные технологии меняются очень быстро, и доступность современного компьютерного оборудования - как лакмусовая бумажка этого процесса. Сейчас в среднем по России на один компьютер приходится 16 учащихся. В Мурманской области ситуация получше - 13, а в седьмых-одиннадцатых классах даже 6. Запланировано, что в лицее в рамках проекта это соотношение станет еще более существенным: один компьютер на трех учеников, - подчеркнул Сергей Мякишев.

На приобретение оборудования для создания «Цифровой школы» на базе лицея по распоряжению губернатора области выделено почти 5,5 миллиона рублей. Деньги пойдут на покупку, в частности, специального зала с проектором, камерами, микрофонами и системой голосования для проведения и научных конференций. Зал этот на встрече назвали поливалентным. Думаю, для большинства это слово звучит необычно в контексте, не связанном с химией. И, конечно, оно заинтересовало журналистов. Смысл в том, что любой участник встречи, проводимой в таком зале, будет иметь самостоятельный доступ к сведениям по обсуждаемой теме. А при необходимости сможет играть активную роль в дискуссии, тут же выложив на экране собственные данные или иллюстрации к ним, то есть из слушателя превратиться в содокладчика.

Кроме того, как прозвучало на пресс-конференции, на эти деньги будут приобретены компьютерное оборудование, цифровая библиотека и другие информационные системы.

Но «Цифровая школа» означает не только и не столько арифметическое увеличение количества техники. По словам Татьяны Шовской, в первую очередь это создание интегрированной цифровой среды, которая будет формировать новое - информационное - общество. Возможности человека, стремящегося к знаниям, в такой среде становятся почти безграничными. Срочно потребовались какие-то специальные данные? Без проблем. Связь с ведущими образовательными центрами страны? Пожалуйста. Самообразование по индивидуальной программе в соответствии с личными интересами? Было бы желание!

Кстати, в лицее уже сегодня весь документооборот полностью переведен на «цифру». Электронные классные журналы и дневники здесь совершенно обычное дело. Родители лицеистов тоже довольны: через Интернет они могут узнать об успеваемости своего ребенка, о том, что задано на дом, чему его будут учить завтра или через месяц.

Журналистам была предоставлена возможность убедиться, что цифровая среда лицея сегодня работает четко. Во всяком случае, видеосвязь с учениками мурманской гимназии № 7, с которыми побеседовали участники встречи, была безупречной.

- По результатам эксперимента «Цифровая школа» в политехническом лицее, - отметил Сергей Мякишев, - в дальнейшем планируется ее внедрение и в других образовательных учреждениях области.

Фото: Федосеев Л. Г.
Ольга НУРЕЕВА