В нашей стране, как известно, всякая реформа растягивается настолько, что со временем с трудом припоминаешь, когда же она началась и какие цели преследовала. Типичный пример - реформа в жилищно-коммунальной сфере. Такое же глубинное мероприятие в системе здравоохранения нынче переросло в стадию модернизации.

Нечто подобное происходит и с пенсионной реформой, которая началась в 2002 году. Глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов недавно подытожил ее результаты, заявив, что основная цель выполнена. Удалось преодолеть уравнительность всех видов пенсий, повысить их реальный размер и восстановить страховой характер.

Однако, несмотря на явный положительный эффект, по словам Дроздова, «остается ряд вопросов, требующих дальнейшей доработки и поиска оптимальных решений». Эти вопросы вызваны демографическими проблемами и касаются досрочных и льготных пенсий, повышения коэффициента замещения трудовой пенсии по старости до 40 процентов и ликвидации дефицита бюджета фонда. В настоящее время, как сообщил председатель ПФР, уже подготовлен проект концепции долгосрочного развития пенсионной системы, и сейчас он обсуждается экспертами.

Многие люди среднего поколения, которым до выхода на заслуженный отдых осталось буквально несколько лет, опасаются, что будет повышен возраст выхода на пенсию. Не зря же об этом так настойчиво говорят многие центральные СМИ. Однако, как заявил Антон Дроздов, возможность повышения пенсионного возраста как способ решения проблемы дефицита бюджета ПФР не рассматривается, поскольку этот шаг будет иметь отрицательные последствия. Какие именно?

На этот вопрос мы попросили ответить заместителя управляющего отделением ПФР по Мурманской области Евгения СМИРНОВА.

- Нецелесообразность увеличения пенсионного возраста в России подкрепляется статистическими данными о продолжительности жизни россиян, особенно мужчин. Только треть их доживает до пенсии, женщин - половина. Кроме того, такое решение может привести к возникновению негативных тенденций на рынке труда и сокращению страхового стажа у молодого поколения вследствие безработицы.

Есть и другая проблема, ее также надо будет решать - это различные досрочные и льготные пенсии, которые назначаются до наступления общеустановленного пенсионного возраста - за работу в тяжелых и вредных условиях труда, неблагоприятных районах Крайнего Севера, за выслугу лет и т. п. Этот вопрос также стоит очень остро.

- Известно, что в связи с большой нагрузкой, которую испытывает бюджет ПФР, обсуждается вопрос о приостановке выплаты фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии работающим пенсионерам. Если такое решение будет принято, многие из них вынуждены будут решать - работать и получать только накопительную часть пенсии (у кого она есть) или отдыхать и жить на одну пенсию.

- Да, такой вариант сейчас обсуждается. Однако не надо забывать, что президент страны поставил задачу повышения уровня жизни старшего поколения. Так, к концу 2013 года планируется увеличение среднего размера пенсий на 30,4 процента. Стратегическая задача - к 2016-2020 годам сделать так, чтобы средний размер трудовой пенсии равнялся 2,5-3 прожиточным минимумам пожилого человека.

- ПФР работает не только по пенсионным программам, но и по социальным. И у некоторых читателей возникает вопрос: а на какие деньги он финансирует социалку? Не так давно один мурманчанин позвонил в «Мурманский вестник» и буквально потребовал прекратить выплаты материнского капитала из средств ПФР. Мол, они лишь разоряют фонд, который и так испытывает финансовые проблемы. Поэтому, как он утверждал, и пенсионный возраст собираются повышать.

- Одно с другим никак не связано. Да, ПФР финансирует социальные программы субъектов Федерации. Причем сюда входят не только выплаты по материнскому (семейному) капиталу, но и оказание адресной социальной помощи неработающим пожилым людям, укрепление материально-технической базы соцучреждений. Однако специально для вашего читателя хочу подчеркнуть: пенсионные отчисления на них не тратятся - ни копейки. Все это целевые средства федерального бюджета, которые переводятся в Пенсионный фонд в соответствии с Федеральным законом № 256.

Так, на адресную помощь за прошедшие десять лет ПФР выделил более 26 миллионов рублей, на укрепление учреждений социального обслуживания населения - свыше 101 миллиона. С 2008 года фонд принимает долевое участие в финансовом обеспечении базы соцучреждений: 50 процентов дает регион и столько же - пенсионный бюджет. Добавлю, что на социальную помощь неработающим пенсионерам мы выделили в этом году чуть более 5 миллионов рублей, областной бюджет - свыше 317 миллионов. Приоритетным является и предоставление ПФР единовременной материальной помощи неработающим старикам.

- А в чем конкретно проявляется ваша помощь в укреплении материально-технической базы соцучреждений?

- Отделение ПФР выделяло средства на приобретение мягкого инвентаря, автотранспорта, различного оборудования, продуктов питания и капитальный ремонт зданий. Нашими «подопечными» являются как государственные учреждения, так и муниципальные: психоневрологические интернаты в Апатитах и Кировске, дома-интернаты для престарелых и инвалидов в Кандалакше, Мурманске, Ковдоре и Апатитах, Мончегорский и Апатитский дома-интернаты для умственно отсталых детей, а также дом милосердия в Мончегорске.

- Евгений Ильич, а сколько денег получили семьи Мурманской области в счет материнского капитала в нынешнем году?

- Его размер в этом году - 343 тысячи 378,8 рубля. По состоянию на 1 ноября 864 заявителям на погашение кредитов на приобретение жилья отделение ПФР по Мурманской области перечислило более 250 миллионов. 67 семей, пожелавшие потратить материнский капитал на образование детей, на улучшение жилищных условий (не по кредитам), получили без малого 19 миллионов рублей. Плюс к этому были произведены единовременные выплаты за счет средств материнского капитала 1065 женщинам на сумму 13 миллионов рублей.

Людмила ЛОПАТКО