С 1 сентября прошлого года при мурманском Центре социальной помощи семье и детям работает детский телефон доверия. Большинство обращений к специалистам - мольбы о помощи. У каждого своя беда, свои проблемы, которые кажутся неразрешимыми. И каждому будет уделено время и оказана помощь. Казалось бы, что можно сделать по телефону? Многое. Изначально - выслушать, успокоить. Постараться понять, в чем причина.

- Дети узнали об этом телефоне, поэтому работы хватает. Звонят чаще, чем в прошлом году, - говорит заведующая отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации центра Светлана Чибота. - Для сравнения, за четыре месяца прошлого года было четыреста обращений. А за такой же период этого - уже около тысячи.

Эти цифры не показатель. Около половины звонивших ограничиваются молчанием, а то и вовсе бранью в адрес психологов. Дети думают, что это смешно.

- Мы принимаем и ведем учет всех звонков. Вне зависимости от того, обращаются к нам с проблемами или просто пытаются развлечься, - продолжает Светлана Анатольевна. - Возможно, в следующий раз и этим баловникам понадобится наша поддержка. Был такой случай: один мальчик несколько раз звонил и сначала просто шутил, мол, можно ли у вас попросить тазик и мочалку, помыться хочется. Потом грубил и сразу бросал трубку. Однажды нашей сотруднице удалось поговорить с ним. Она спросила, зачем он это делает. Тот ответил, что ему это кажется забавным. После того как психолог объяснила, для чего нужен телефон доверия, мальчик извинился и звонить перестал.

Наш разговор прервал очередной телефонный звонок. С того конца провода вновь послышались всхлипы.

- Я не знаю, что делать, родители моей подружки ушли на собрание в школу. Сказали, что, если будет что-то плохое, они ее накажут и в детский дом отдадут...

Ни имени, ни адреса, ни номера телефона. Судя по возрасту и реакции на случившееся - девочке нет еще и десяти лет.

- Постарайся успокоиться, давай подумаем вместе, чем мы сможем помочь твоей подружке. Ты можешь позвать ее к телефону?

- Она живет в соседнем подъезде. Я схожу за ней, и мы перезвоним, - проговорила девочка сквозь всхлипы, но уже более спокойным голосом.

По словам специалистов, специфика такой работы заключается в том, что психологи не дают ответы на вопросы. Они лишь помогают детям разобраться в ситуации, чтобы те сами нашли выход.

Через какое-то время телефон снова зазвонил. Это была уже та подружка, которая боится возвращения родителей из школы. Выяснилось, что девочка учится хорошо, о замечаниях вообще речи не идет. Видимо, родители просто перегнули палку, решив припугнуть ребенка.

- Был один звонок, в прошлом году, когда подросток рассказывал о целой системе наказаний за плохие оценки или поведение, - рассказывает Светлана Чибота. - За каждую провинность мама била его ремнем. Получил двойку - три удара, не вынес мусор или не помыл посуду - два удара. Самое неприятное в той ситуации, что, во-первых, мама не была пьяницей и свято верила, что поступает правильно, во-вторых - мальчику было уже четырнадцать лет. Такое воздействие на психику в этом возрасте просто губительно. Нам удалось пообщаться с этой женщиной. Сейчас они вместе занимаются с психологом. Мама теперь понимает, что вела себя неправильно. Больше от этого подростка звонков не было.

Несмотря на то что телефон доверия детский, солидную часть времени занимают обращения взрослых. Родители спрашивают специалистов, как себя вести в той или иной ситуации. Здесь ничего нового нет: переходный возраст, агрессия, увлечение компьютером, противоположным полом. Хотя порой и не противоположным... Встречается не только негатив. Ребята порой звонят, чтобы просто поговорить и отвлечься. Другие задают несерьезные вопросы или делятся своими детскими страхами.

- Как-то звонила девочка, спрашивала, что бабушке на день рождения подарить, - смеется Светлана Анатольевна. - А порой обращаются дети лет пяти-восьми и говорят, что у них под кроватью живет скелет или боятся, что из душа кровь потечет вместо воды.

Насмотрятся ужастиков по телевизору, потом давай помощь психологов искать, подумал я. С другой стороны, такие звонки лучше, чем жалобы на родителей, которые избивают своих детей.

- Иногда звонят соседи, рассказывают о том, что в их доме живут беспризорники, у которых родители пьют, - продолжает Светлана Чибота. - Называют нам адрес и описывают ситуацию. Мы передаем эти сведения в милицию и в органы опеки. Был такой случай: нерадивый отец так загонял 13-летнего сына, что того трясти начало прямо в зале суда, когда шло слушание о лишении отца родительских прав. Мальчика пришлось вывести из зала и долго успокаивать.

Основные клиенты телефона доверия - дети от одиннадцати до семнадцати лет. Их интересуют взаимоотношения с родителями, со сверстниками и... претензии к самим себе: «Я толстый», «Я очкарик», «У меня прыщи». Но какой бы проблема ни была, вопрос, который всех интересует, один: «Что мне делать?».

Что не может не радовать - жестокому обращению в семье посвящено всего лишь полпроцента поступающих обращений. Небольшое, но утешение.

Алексей ОСЕТРОВ