Семейная страсть

Путешествия за границу на автомобиле - не роскошь. Четверть века назад, когда наша семья вселялась в большой девятиэтажный дом в Североморске, на площадке перед домом стояло лишь два автомобиля: «Жигули» капитана второго ранга, подводника, переведенного в Североморск в штаб Северного флота, и «Жигули» мичмана, заведующего то ли вещевым, то ли продовольственным складом. Сегодня на 72 тысячи североморцев приходится уже 25 тысяч автомобилей. Кто-то использует автомобиль для поездок на работу, для кого-то он предмет престижа, кто-то любит на авто ездить в отпуск. Я тоже из их числа.

Сложилось так, что раньше мы все семейные отпуска проводили на Украине и в Нижнем Новгороде, у родителей. Еще на заре нашей совместной жизни мы с женой решили: пока живы родители, будем проводить отпуск только у них, чтобы потом, когда их не станет, нас не мучила совесть за то, что мы не уделили должного внимания тем, кто дал нам жизнь, вырастил и воспитал. Традиция не изменилась, пока не ушли в мир иной наши родители. Теперь мы ежегодно ездим на Украину и в Нижний Новгород, чтобы навестить могилки родных и близких, а остальное время посвящаем поездкам по России и за рубеж.

Несколько лет назад предложил жене воспользоваться услугами турагентства и съездить в Финляндию и Швецию. Четырехдневная поездка настолько понравилась, что на следующий год в турне отправились все три поколения семьи, включая внуков. Аквапарки в Бодене и Саарисельке, музей военной техники в Бодене, великолепный музей технического университета в Лулео, резиденция Санта-Клауса и Санта-парк в Рованиеми, снежная крепость Лумилинна в Кеми, жизнь в финских домиках очень понравились. Конечно, мы были довольны, но смущала цена таких туров. Хотя все познается в сравнении. Однажды мне довелось ознакомиться с ценником поездки в резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге, оказалось, что съездить к Санта-Клаусу в Финляндию пусть и не патриотично, зато дешевле и комфортнее.

И мы решили поехать за границу самостоятельно, на автомашинах, несмотря на абсолютное незнание английского, финского и шведского языков. Попытка оказалась удачной, и последние несколько лет мы регулярно ездим в Финляндию и Швецию. Заранее заказываем домик на трое-четверо суток, в котором только ночуем, а днями ездим по соседним городам, знакомимся с достопримечательностями, а жена и дочери заодно и занимаются шопингом. К слову, поездки окупаются, в том числе и за счет того, что дочери и внуки покупают одежду в Финляндии: практичная и удобная одежда и обувь обходятся как минимум в два раза дешевле, нежели в магазинах тех северян, кто привозит ее из Финляндии на продажу.

Конечно, любое путешествие требует финансовых затрат, но кто-то копит деньги на новую престижную автомашину, на евроремонт в квартире, на строительство дачи. Мы же тратим их на себя, на развитие внуков. Да и у меня есть комплекс вины перед дочерьми и женой, которым в годы службы уделял слишком мало времени.

Совсем недавно решил свозить жену в Стокгольм, она, услышав мое предложение отправиться в неблизкий путь, согласилась без колебаний. Решить проблему с проживанием помог товарищ, который на сайте booking.com помог найти недорогую гостиницу в районе Стокгольма. Оставалось доехать до столицы Швеции и разыскать эту гостиницу в огромном городе, не зная языка. Мы отправились в путь, имея лишь карту автомобильных дорог Швеции.

Эх, дороги…

Жители Мурманской области прочно освоили поездки в Финляндию и Швецию, но дальше шведских городов Бодена и Питео мало кто прокладывает свои маршруты. За все время пути в Стокгольм мы ни разу не встретили автомашину не то что с номером 51-го региона, а вообще не видели российских автомашин. Оно и понятно, в Стокгольм большинство россиян добирается на пароме из Санкт-Петербурга. Но, должен отметить, поездка на автомашине более привлекательна. Ведь получаешь возможность увидеть наиболее крупные города Швеции, расположенные вдоль трассы. Да и расстояние не столь уж далекое: 1830 километров от Североморска до Стокгольма. Поездка не кажется утомительной благодаря прекрасной автотрассе. Дороги неплохи и в Финляндии, но в Швеции они содержатся в идеальном состоянии. За весь путь по Швеции, а он был протяженностью более 1000 километров, я не встретил ни одной выбоины на асфальте.

У нас в России скорость движения ограничена 90 километрами в час. Это объясняется заботой о жизни автомобилистов: мол, из-за превышения скорости на дорогах гибнут люди. На автодороге от финской границы до Стокгольма разрешена скорость движения 100-120 километров в час, и при этом я не видел ни одной аварии, ни одного полицейского. Лишь при приближении к опасному участку стоит указатель, что здесь скорость движения фиксирует видеокамера. Аварийность ведь зависит не от скорости движения, а от состояния дороги: водитель на наших вдрызг разбитых автодорогах зачастую вынужден выезжать на встречную полосу движения из-за ям и выбоин в асфальте. На шведских дорогах их нет, а встречные потоки разделены специальными ограждениями. Однополосная дорога сменяется через каждые полтора километра на двухполосную, давая возможность тем, кто спешит, обогнать медленно идущий автотранспорт. Эти ограждения исключают столкновение встречных автомашин, но играют злую шутку с теми, кто из-за невнимательности проехал нужный поворот. До следующей развязки придется проехать пару-тройку десятков километров. Однажды я два раза пропускал указатели нужного поворота, в результате чего накрутил 120 лишних километров.

Через каждые полтора-два километра вдоль дороги сделаны небольшие ответвления с площадками на пару автомобилей, чтобы уставший водитель мог передохнуть. Есть и более комфортные автостоянки с туалетами, детскими игровыми площадками. Отправляясь в путь, не забудьте прихватить с собой 10 литров бензина, которые разрешено ввозить через границу. Ночью на большинстве АЗС можно заправиться лишь на автоматических бензоколонках, с которыми разобраться не так просто. Вот эти 10 литров бензина и помогли мне доехать до нормальной АЗС, где расплатился наличными деньгами.

Кстати, многих смущает при принятии решения о поездке в Финляндию и Швецию стоимость бензина. Сейчас в Финляндии в переводе на наши деньги один литр стоит 66 рублей, в Швеции 68 рублей. Наверное, именно поэтому я не видел, чтобы финны или шведы ездили на прожорливых джипах.

В пути ориентироваться несложно. Дорожные указатели помогают найти нужное направление движения, места ночлега.

В Швеции нет проблем с ночлегом: вдоль дороги масса мотелей и гостиниц. Но цены кусаются. Мы дважды пытались устроиться в гостинице, но в конечном итоге приняли решение переночевать в машине. Заплатить за одну ночь больше, чем мы отдали за трое суток проживания в Стокгольме, у нас не поднялась рука. Конечно, если у вас есть лишние деньги, проблем нет. Но если вы привыкли экономить, возьмите в машину пару подушек и спальный мешок, они помогут скоротать время на автостоянке.

Брать с собой в дорогу много продуктов нет смысла. В Финляндии и Швеции они, конечно, дороже, чем в России, но ведь едой на неделю не запасешься. Единственное, чем следует запастись тем, кто курит, так это табачными изделиями. В Швеции минимальная стоимость пачки сигарет 30 крон - 141 рубль. Как говорится, цена влияет на зрение - денег потом не видишь.

С Божьей помощью

Удивительно, как, не имея навигатора, мы смогли найти гостиницу на окраине Стокгольма в городском районе Солно. К нужному месту мы выехали с ошибкой всего лишь в 500 метров. Лишь один раз мне пришлось спрашивать о направлении движения. Хотя «спрашивать» звучит смешно. Это была смесь русского и немецкого языков, которых швед не знал, отвечал он мне на своем родном и английском, в котором я ни бельмеса не понимаю, а потому больше помогали жестикуляция и мимика.

Войдя в свой номер в гостинице, мы вначале были в небольшом шоке. После финских домиков с сауной, кухней, душем и просторными апартаментами перед нами предстала комнатка с двумя кроватями, тумбочкой и телевизором. В корпусе на 10 номеров имелась кухня с холодильниками, мужские и женские душевые на несколько кабинок, туалеты. Но позднее поняли, что это для нас был идеальный вариант. До центра города мы добирались за 15 минут: пять минут пешком до остановки скоростной электрички и десять минут езды. Разобраться с транспортными проблемами нам помогла Наташа, аспирантка из Архангельска, которая уже пять лет живет в Стокгольме. Она посоветовала купить купон на восемь поездок стоимостью 180 крон. Этот купон дает право в течение часа ездить на всех видах транспорта. Если бы мы каждый раз покупали билеты на электричку, то поездки обошлись бы в два раза дороже. Она же посоветовала не ездить в город на машине. Во-первых, путь займет значительное время. Во-вторых, нам будет непросто ориентироваться в большом и незнакомом городе, а в-третьих, найти стоянку сложно, да и стоит она 20 крон в час. Что касается гостиниц, то в центре Стокгольма их немало и с очень высоким уровнем комфорта. Но одно обстоятельство сдерживало нас: ни мне, ни жене в наследство не достались ни нефтяная скважина, ни километр газопровода, ни метр морской или сухопутной государственной границы. Потому на номер в гостинице «Хилтон» мы не претендовали. Да и комфорт нас особенно не волновал. Нам было нужно лишь переспать три ночи. Все остальное время мы находились в городе.

В гостинице мы встретили россиянина, который эмигрировал в Швецию еще в 1982 году. Вначале он представился бывшим преподавателем истории Ленинградского университета, потом спецназовцем, воевавшим в Афганистане и Камбодже. В конечном итоге, попросив закурить, он исчез.

Зато довелось испытать уважительное отношение двух шведов, которые приветствовали меня, как это обычно делают бывшие военнослужащие. Вначале я не понял, за что мне оказана такая честь. Но затем, сняв жилет, понял причину. Несколько лет тому назад во время посещения Генерального штаба шведских вооруженных сил нам подарили эмблемы этого военного заведения. Ее я и пришил к жилету без всякой задней мысли. На нее-то и обратили внимание два шведа.

Шопинг, расизм и ДПС

Первый день жена решила посвятить походам по магазинам, которых в центре Стокгольма огромное количество. Перемещаться по ним можно, не выходя на улицу, используя подземные переходы. Цены неприятно удивили. Они гораздо выше, чем в Финляндии.

Второй день мы посвятили осмотру достопримечательностей центра. Возле королевского дворца, напротив шведского парламента, расположилось несколько сотен чернокожих демонстрантов с транспарантами в руках, очень прилично одетые, явно не изможденные непосильным трудом, которые по команде организатора с мегафоном хором что-то кричали.

Сразу вспомнилось, как несколько лет тому назад, выйдя вечером в центр Стокгольма, я не увидел там шведов вообще. Центральную площадь заполонили выходцы из Африки и Ближнего Востока, которые вели себя, прямо скажем, вызывающе. На следующий день я сказал сопровождавшим нас шведским парням, что их дети и внуки, придет пора, недобрым словом вспомнят старшее поколение, проводившее миграционную политику, позволившую въехать в их страну такому количеству иностранцев. Реакция оказалась на удивление резкой: меня обозвали расистом, хотя меня никогда не смущало общение с представителями других рас. Тогда вечером в центре Стокгольма возмутило другое: если ты приехал в другое государство, будь добр уважать традиции и национальные особенности страны пребывания, веди себя корректно, а если решил здесь жить на постоянной основе, то работай на благо этой страны.

Увы, сегодня Европа переживает не лучшие времена из-за миграции на ее территорию миллионов представителей стран Африки и Ближнего Востока, которым за счет налогоплательщиков приходится выдавать пособия, обеспечивать питанием и жильем. Даже о пограничных постах внутри Евросоюза заговорили. Но это дело самой Европы и ее жителей. Мне, по большому счету, безразлично, кто будет заселять Скандинавию - потомки викингов или последователи законов шариата. Пусть разбираются сами.

От осмотра старого города, досто-примечательностей центра Стокгольма жена была в восторге. Не оставили ее равнодушной и новые микрорайоны, где она удивлялась чистоте улиц, подъездов аккуратных домов, детских игровых площадок. Уделили мы время и осмотру загородной фермы со старинной виллой, гольф-клуба.

Возвращение на родину всегда приятное событие. Но все настроение смазывают наши дороги. Остается удивляться, как вообще автомобильная подвеска выдерживает все эти колдобины, ямы и ухабы. За все время поездки на автодорогах Швеции и Финляндии я не видел полицейских. Возвращение в Россию позволило лицезреть нашу дорожную полицию в засаде за придорожным строением. Перед ними был выставлен временный знак, ограничивающий скорость движения 40 километрами в час. Такие же знаки видел еще в двух местах в районе поселка Тулома. По-видимому, это была кочующая бригада дэпээсников, перемещающаяся между этими тремя знаками ограничения скорости движения. Я не первый раз езжу по дороге от Верхнетуломского, а потому знаю, что здесь очень часто находятся в засаде представители ДПС. Но что удивительно: служба, предназначение которой - обеспечивать безопасность дорожного движения, выставила своих сотрудников не перед опасными участками дороги с ямами, чтобы полицейские предупреждали об опасности, а в потаенных местах со сравнительно неплохим дорожным полотном, где водитель мог развить большую, чем положено, скорость, а значит, нарваться на штраф.

Короче говоря, все познается в сравнении, и по некоторым показателям, мягко говоря, мы уступаем Европе. Но у нас есть возможности для роста, есть к чему стремиться.

Cевероморск - Стокгольм.

Фото:
Фото Юрия Банько.
Фото:
Фото Юрия Банько.
Фото:
Фото Юрия Банько.
Фото:
Фото Юрия Банько.
Фото:
Фото Юрия Банько.
Юрий БАНЬКО.