По словам руководства ГИБДД, одной из главных причин высокой смертности на дорогах является плохая подготовка водителей. В других странах для получения прав требуются реальные навыки. Да и в СССР требования к выпускникам автошкол тоже были куда выше нынешних, российских.

Власти давно хотят реформировать систему подготовки водителей и выдачи прав, но дальше разговоров дело пока не идет.

Новый глава Госавтоинспекции России Виктор Нилов недавно заявил, что необходимо возродить советскую систему подготовки шоферов. Правда, с серьезными изменениями. Во-первых, Нилов предлагает учесть европейский опыт - в Германии, например, в законе о дорожном движении прописано, сколько и на какой дороге должен отъездить ученик, прежде чем сдавать экзамен. Во-вторых, наш главный гаишник убежден, что пора сместить акценты в сторону безопасности дорожного движения и обучать именно безаварийному вождению, а не бездумно вдалбливать в головы учеников правила.

В советское время готовили именно шоферов, а не просто людей, умеющих кое-как передвигаться на машине по дороге. В 50-е годы было два типа водительских удостоверений - любительские и профессиональные, причем владелец первых не имел права зарабатывать на жизнь извозом. Но даже чтобы получить простую корочку шофера-любителя, нужно было хорошо изучить и конструкцию автомобиля, и теоретические правила, и водительские приемы.

СССР. Кандидату в водители нужно было пройти медосмотр в поликлинике, в 1953 году за выдачу справки брали 5 рублей. А экзамен в ГАИ стоил 15 рублей. Это было совсем дешево - ведь средняя месячная зарплата рабочего составляла тогда 928 рублей.

На экзамене в Госавтоинспекции в 50-е годы спрос был строгий. Кандидат в водители обязан был знать устройство одного автомобиля советского производства, выучить назначение и принципы действия абсолютно всех приборов, узлов и агрегатов. Гаишники задавали вопросы и про признаки разных неисправностей. Теоретические вопросы на экзамене тоже отличались от нынешних и были нацелены именно на безопасность дорожного движения, а не на зазубривание правил. Вот, например, вопросы тех лет: «Почему двойной обгон опасен?», «Как проехать на улицу, расположенную слева от знака «Разрешено движение только направо»?»

Сейчас в автошколах учат лишь тому, что гарантированно будет на экзамене в ГИБДД.

Кроме того, новый глава Виктор Нилов предложил ввести обязательные курсы зимнего вождения для тех, кто получал права летом. Если это предложение будет принято, стоимость учебы в автошколах подскочит до 50 тысяч рублей и выше. Многие эксперты обоснованно считают, что такие глобальные перемены нам не нужны. Достаточно лишь повысить качество обучения да разобраться с коррупцией в ГИБДД - и все будет не хуже, чем за границей. Хотя в разных странах свои особенности. И не все зарубежные порядки нравятся нашим гражданам.

Япония. Получать водительские права - удовольствие невероятно дорогое. Большая часть японцев добросовестно посещает автошколы, потому что без прилежной учебы сдать экзамен почти невозможно. Месячный курс обучения стоит порядка 400 000 иен (примерно 5000 долларов США).

В принципе, в Японии автошколу можно миновать, отправившись сразу на экзамен в префектуру. Местные законы, как и наши, это позволяют. Экономия налицо, но с первого раза тесты с каверзными вопросами проходят лишь 30-35 процентов соискателей. Тем, кто не учился в автошколе и не получил соответствующего диплома, нужно преодолеть шесть ступеней проверки. Зато выпускники лицензированных школ могут отделаться только письменными тестами.

Водительское удостоверение в Японии выдают с 18 лет, а вот учиться в автошколу можно пойти и в 17. Ведь диплом выпускника действителен в течение года.

Чтобы получить заветную корочку со своей фотографией, японцы платят за экзамен в префектуре минимум 5 500 иен (около 67 долларов). За каждую пересдачу надо платить заново.

Первая ступень - это обычная медкомиссия. Правда, в отличие от России у японцев с этим гораздо проще. Никаких вам наркологов да гинекологов. Проверяют слух и зрение, причем близорукость или дальнозоркость не должны превышать 0,7 диоптрии, да способность различать цвета. Затем японцев отправляют на письменный тест из 50 вопросов, на 45 из них надо дать правильные ответы. Третья ступень - вождение на площадке. Если она пройдена успешно, то кандидату выдают ученические права.

С ними будущий водитель обязан откатать минимум 10 часов в течение пяти дней. Причем только с инструктором, зато им может быть абсолютно любой человек с японским ВУ и трехлетним стажем. Этот инструктор расписывается в специальной бумаге, с которой соискатель отправляется на заключительную часть экзамена. Это 100 вопросов, из них на 90 надо ответить правильно. И только после этого японца допускают до проверки водительских навыков в городе. Если эта последняя, шестая, ступень пройдена - права выдают в тот же день.

США. В разных штатах действуют разные правила выдачи лицензий. Одна из самых сложных систем в Нью-Йорке. На первый взгляд, в ней черт ногу сломит, но разобраться можно. Кстати, в Нью-Йорке получать местные права нужно не только иностранцам, но и американским водителям, обосновавшимся тут на постоянное место жительства. Обратиться в транспортный департамент нужно в течение 30 дней с момента приезда.

Свободное перемещение по США - иллюзия. Приехавшим на постоянное место жительства в Нью-Йорк нужно получить новые права от властей именно этого штата в течение 30 дней. И это касается всех американцев.

В отличие от Японии в США (будем говорить США, подразумевая Нью-Йорк с его сложнейшей системой выдачи лицензий), чтобы получить права, обязательно нужно пройти курсы по обучению вождению. Сертификат об их окончании - необходимый документ для получения ВУ в первый раз. На курсах положено накатать минимум 50 часов. От этого освобождаются только те, кто учился вождению в школе или колледже и имеет соответствующий диплом. Цены в автошколах США самые разные, в среднем стоимость обучения составляет 300-800 долларов.

Получив сертификат об окончании автошколы, будущий водитель может в любой день, в любое рабочее время приехать в офис департамента транспорта Нью-Йорка, подать заявление на получение лицензии и пройти письменный тест. Приезжать рекомендуется не меньше чем за час до закрытия конторы, то есть этого часа должно хватить на все. И на оформление бумаг, и на проверку зрения (больше ничего не смотрят), и на сам тест. За госуслугу положено платить, причем цена варьируется в зависимости от типа ВУ и возраста кандидата в водители.

Если письменный тест пройден успешно, то американцу надо обзавестись машиной, страховкой на нее и только после этого записываться на прохождение экзамена в департаменте транспорта. До теста будущий водитель может ездить на своем авто, предъявляя свидетельство об окончании автошколы и заявление на получение постоянной лицензии. «Свидание» с чиновниками назначается по Интернету, время выбирается самим автомобилистом. Тем американцам, которые не прошли тест на дороге с первого раза, дается еще одна бесплатная попытка. Если и тут неудача - то еще две по 10 долларов. А кто провалится - начинай все заново. Кстати, экзамен этот не очень сложный и в среднем занимает всего 15 минут.

Права выдают в течение 90 дней после экзамена. Водитель ездит с временным удостоверением, пока заветная карточка не придет по почте. В разных штатах формы лицензии отличаются.

Германия. Здесь к проверке водительских навыков подходят с чисто немецкой скрупулезностью. Человеку, который никогда раньше не учился езде, рекомендуется учеба в автошколе, это стоит 1000-2000 евро. Время занятий установлено законом: минимум 225 минут вождения по проселочным дорогам, 135 минут на автобане и 1,5 часа езды в темноте, причем по разным типам дорог. Потом нужно проверить зрение и пройти курсы оказания первой помощи в немецком Красном Кресте. Прослушать минимум 8 часов лекций по медицине, стоит это дешево, всего 25 евро.

Гражданам Евросоюза ни переводить, ни менять права в Германии не нужно. А вот жителям других стран через полгода пребывания в стране придется сдать экзамен. Хорошо хоть в автошколе можно выбрать курс для опытных водителей ценой около 200 евро.

Собрав сертификаты об окончании автошколы и прослушанных лекциях по оказанию первой помощи, немец может обратиться в отделение дорожной полиции, причем строго по месту жительства. Это норму в Евросоюзе ввели в 2011 году, чтобы исключить так называемый «туризм за правами». Чиновники принимают письменный тест из 30 вопросов, причем баллы начисляются в зависимости от категории сложности задания. Максимальная оценка за каждый пункт теста - 2 балла, а за неправильный ответ могут поставить и минус 5.

Кто прошел письменный тест, допускается до экзамена по вождению. Но никаких отдельных площадок не предусмотрено, водительские навыки проверяют прямо на дороге. Время экзамена строго регламентировано, для большинства категорий прав оно составляет 75 минут. Инспекторы во время езды не задают каверзных вопросов, но строго следят за соблюдением всех правил. А выполнять требования немецкого закона не так-то просто, например, наши сограждане часто «режутся» на соблюдении дистанции и скорости на автобане. Важно не только не превышать ее, но и не ехать медленнее. Причем отклонения в 3-4 км/ч уже критичны. Это относится и к «мелким» правилам дорожного движения вроде соблюдения дистанции и скорости - нельзя слишком отставать от впереди идущей машины.

Очень хочется верить, что наш главный гаишник Виктор Нилов сможет познакомиться с тем, как выдают права в разных странах. Очевидно же, что сама по себе процедура не сильно отличается, в чем-то она даже проще (например, «площадку» сдают далеко не везде). Чтобы в России стало больше хороших водителей, не нужно создавать для них новые принудительные курсы. Лучше начать эффективно бороться с коррупцией и заставить гаишников проверять у людей реальные навыки, а не натренированные «параллельные парковки» и «змейки».

Подготовлено по материалам открытых источников.