Они выскакивают из «слепой зоны», гоняют на больших скоростях по городу, ездят без номерных знаков, постоянно нарушают правила дорожного движения, шныряют между рядами машин в пробках, пугают автомобилистов. Такие жалобы с начала лета поступают в управление ГИБДД по Мурманску от владельцев четырехколесных транспортных средств на водителей двухколесных. Чтобы разобраться, в чем же дело, инспекторы в июле вышли на дороги и начали отлавливать злостных нарушителей-мотоциклистов.

- Мы останавливали тех, кто явно пренебрегает правилами дорожного движения: ездит без шлема и госномера, хаотично маневрирует, резко стартует и слишком громко тарахтит двигателем, - рассказал майор милиции Сергей Трофимов. - В основном это водители спортивных мотоциклов. Они и являются главными нарушителями.

В результате одного такого рейда остановлено 25 мотоциклистов. Тринадцать из них привлечено к административной ответственности, четыре транспортных средства отправлено на штрафстоянку (их владельцы не имели прав соответствующей категории). Один из водителей даже оказался пьян.

- При всем уважении к сотрудникам ГИБДД согласиться с их претензиями в наш адрес достаточно сложно, - заметил местный байкер Константин Светозаров. - Мало кто задумывается, что даже при небольшом столкновении автомобилист максимум шишку о баранку набьет, а вот мотоциклист рискует сломать себе шею, вылетев вперед от резкого удара. При этом неважно, что послужит преградой на трассе - машина, человек или собака, выскочившая под колеса. Поэтому мы ведем себя аккуратнее и аварийных ситуаций всячески избегаем.

- Для того чтобы отследить ситуацию на дороге, достаточно взглянуть на характер ДТП и общее количество нарушений, - убежден водитель железного коня Александр Боровский. - В городе и области каждый день одна машина врезается в другую. Это разве не свидетельствует о несоблюдении правил? А если вспомнить неправильную парковку у тротуара? К примеру, в правилах дорожного движения четко прописано, что перед пешеходным переходом автомобиль оставлять нельзя. И тому есть вполне логичное объяснение - пешеходов из-за него не видно. Добавить к этому более длинный тормозной путь мотоцикла по сравнению с машиной, и риск ДТП возрастает. Виноват в конечном счете будет тот, кто сбил пешехода, а не тот, кто создал для этого все условия.

Несмотря на возмущения владельцев двухколесной техники, не стоит забывать, что дорога одинаково относится ко всем участникам движения и не прощает ошибок ни одним, ни другим. А главное - она не приемлет халатности и неуважения.

- Сложно навскидку вспомнить хотя бы одну аварию, которая произошла, когда никто из участников не нарушил правила, - пояснил Сергей Трофимов. - И если в городе скорость ограничена 60 километрами в час, то, уж поверьте, не просто так. Это вовсе не для того, чтобы как-то обделить владельцев быстроходной техники и не разрешать им показывать преимущества мощных двигателей.

Кстати, среди поклонников мотодвижения немало владельцев автомобилей. По мнению некоторых из них, взаимопонимание на дорогах установится, только когда водители умерят свой пыл и начнут уважать других участников движения.

- Если мотоциклист движется между рядами в пробке, не нужно ему мешать из зависти или просто из вредности. Он едет так, потому что помещается между машинами, а не с целью кого-нибудь позлить, - сказала владелица мотоцикла Юлия Широченко. - Если автомобиль, скажем, помещается между двумя тракторами - он тоже проедет, а не будет ждать, пока те разъедутся. Мотоциклистам же нельзя забывать, что водители машин не готовы к появлению мотоцикла «из ниоткуда». По возможности следует заранее дать им увидеть тебя и понять, какой маневр планируется.

- Я считаю, если мотоциклист ездит по правилам, не наглея, то автомобилисты ведут себя вполне тактично. На дороге, конечно, как и в семье, - не без уродов, от этого никуда не деться. Приходится сжимать кулачки и следовать правилу «трех Д»: дай дорогу дураку, - призналась начинающая мотоциклистка Лизавета Титова.

Опытный байкер - президент мотоклуба «Мурман Райдерз» Михаил Крапля считает, что при езде на мотоцикле необходимо учитывать очень важный момент: если нет защиты, коей для владельцев машин являются кузов и пристегнутый ремень, необходимо самим беспокоиться о своей безопасности.

- Путешествуя по стране, я заметил, что в Кольском крае автомобилисты относятся к нам уважительно и не мешают жить, как это происходит на юге, - рассказал Михаил Крапля. - Осталось мотоциклистам спуститься с небес на землю и перестать считать себя особенными. Мы выбираем этот вид транспорта из-за скорости и адреналина. Но они не должны становиться причиной переломов рук и ног. Будьте осторожны и взаимовежливы. Тогда и проблем на дороге возникнет куда меньше.

К слову, с 11 по 14 августа Мурманск станет столицей третьего международного мотофестиваля «Арктик Райдерз». Во время его проведения на дороги в заполярной столице выедут не только наши байкеры, но и гости из других регионов и стран. Стоит отметить примечательный факт: приезжие очень трепетно относятся к правилам дорожного движения и неукоснительно их соблюдают. Может быть, и северяне постараются не ударить лицом в грязь?

Алексей ОСЕТРОВ