«Может быть, для кого-то 1 сентября - праздник, но только не для меня и моего 10-летнего сына. С приближением этого дня в нашем доме поселяется тоска. Сережке предстоит учиться уже не в начальной школе. Теперь вместо одного учителя их будет несколько. Что же нас теперь ждет? Весь прошедший учебный год едва ли не ежедневно я слышала одно и то же: «Мама, я не хочу в школу!..» Было все: и побеги с уроков, и «болит живот» или «я, наверное, заболел» поутру... И вот снова - сентябрь, и вместе с ним - наша с сыном тоска и мое отчаяние...»

Евгения Попова, Мончегорск.

Увы, автор письма в редакцию не одинока в своих переживаниях. Фразу «Не хочу идти в школу!», произносимую то с раздражением, то с вызовом, то с мольбой в голосе, нередко слышат от детей многие родители. Это уже скорее правило, чем исключение. И хотя слова звучат одни и те же, у разных детей - разные причины для этого нежелания. Любой психолог согласится с тем, что самыми частыми источниками психологических проблем у детей являются либо отношения с родителями, либо школьные ситуации.

Ребенок в школе попадает в целый океан всяческих отношений и неизбежно связанных с ними чувств и переживаний. Справиться с таким потоком эмоциональных факторов ребенок сможет лишь при поддержке самых родных и близких ему людей, если дома царит атмосфера искреннего интереса родителей к его жизни, прежде всего, школьной. А на самом деле, о чем чаще всего спрашивают мамы и папы, когда сын или дочь возвращается из школы? Правильно! «Ну, что сегодня получил (а)?» Может, конечно, иногда прозвучать и «Как дела?», но, скорее всего, имеются в виду все те же отметки в дневнике. Родителям чаще всего и невдомек, что их чаду совсем не до оценок сейчас. На душе тяжесть - столько неразрешенных проблем: Марья Ивановна опять на уроке не спросила, хотя он руку изо всех сил тянул, соседка по парте обзывалась всякими словами, а «девчонок бить нельзя», да еще на переменке старшеклассник толкнул. И в столовой он без чая остался потому, что хулиган Колька пролил, когда с Ванькой дрался, а еще быстро писать у него не получается, а если спешит, то много ошибок делает, а еще… Только взрослым опять некогда, в лучшем случае прервут на полуслове с усмешкой - мне бы, дескать, твои проблемы.

Вот только когда эти проблемы оборачиваются драмами, и у взрослых наконец появляется время слушать, подросшее чадо уже не может, а чаще всего не хочет отвечать на их участливые вопросы. Забывает сын или дочь, а то и вовсе не знает, как это - разговаривать с родителями «по душам». Или не может простить, что когда-то их гораздо больше интересовали оценки по математике или чтению, чем его «детские» беды и переживания.

Про оценки в школе - вообще отдельный разговор. Порой именно они становятся главным мерилом всего в школьном мире, основным знаком успешности. И учителя, и, к сожалению, сами родители по тем или иным оценкам делают далеко идущие выводы о личности ребенка в целом, и «неуд» по физике быстро превращает его в «неудачника». А ведь самооценка ребенка в школьном возрасте напрямую зависит от оценок самых значимых для него людей - родителей и учителей. И если они видят в нем неуспешного, бездарного, то он быстро впитывает в себя эти оценки, которые затем, как яд, многие годы будут отравлять его душу и жизнь. Многие дети уже к 5-6-му классу даже не пытаются в чем-то разобраться, понять непонятное или решить трудную задачку, прямо заявляя: «Я не смогу - я же в математике тупой». Такая позиция - результат бездействия взрослых, которые оставили ребенка один на один в его трудной борьбе с математикой, которая оказалась сильнее его пока еще не раскрывшихся полностью способностей.

Так, может быть, стоит потратить время, чтобы разобраться с причинами трудностей школьника в усвоении того или иного предмета, поговорить с учителем, со школьным психологом, попробовать дома вместе со школьником разобрать трудные места. И еще: стоит помнить, что нет прямой и однозначной зависимости счастливой жизни от хороших оценок. А также о том, что есть немало весьма успешных людей, которые в школе не особо блистали высшими баллами. Очень важно, чтобы вера и любовь родителей не зависели от оценок.

Во время обследования на готовность к школьному обучению на мой вопрос, хотят ли они идти в школу, дошколята нередко отвечают: «Нет! Там двойки ставят, а дома потом ругают», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу - там учиться трудно, у меня ничего не получится». Причина подобных ответов, как правило, - результат родительского «программирования». Нередко детей пугают школой: «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?» или «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!».

И это вредно и даже опасно, особенно если у вас робкий, неуверенный в себе ребенок. Первые же неудачи вызовут у него стойкую негативную реакцию - «не хочу в школу». Рецепт «лечения» прост: рассказывайте о школе без страшилок, поддерживайте уверенность ребенка в его способности овладеть знаниями, при возникновении трудностей - спокойно разберитесь и помогите.

Современная школа сильно отличается от той, в которой учились бабушки и дедушки и даже мамы и папы сегодняшних школьников. В этих изменениях есть и свои плюсы, и свои минусы. Можно долго спорить о преимуществах и недостатках новой образовательной системы. Только вот пока взрослые об этом до хрипоты дискутируют, наши дети в эту атмосферу кардинальных перемен ежедневно окунаются, в ней живут, на себе испытывают все последствия модернизации и оптимизации. Родители и учителя считают, что школа готовит детей к будущей жизни, а дети уверены, что они уже сейчас живут, и хотят иметь активную, радостную и интересную школьную реальность здесь и сейчас.

Я прекрасно понимаю, что говорю привычные вещи, и это, наверное, у многих вызывает раздражение. И тем не менее абсолютно уверена, а немалый опыт работы в профессии это постоянно подтверждает: «не хочу в школу» нашего ребенка во многом зависит от нашего контакта с ним и искреннего желания быть с ним вместе.

Подготовила Юния ВАЛАМИНА.