Что общего у православных средств массовой информации и светских? Объект воздействия, конечно, - человек. Только воздействие это зачастую бывает разнонаправленным: кто в горние выси зовет, а кто в ночные клубы…Участники форума, организованного в заполярной столице информационно-издательским отделом Мурманской и Мончегорской епархии, пытались найти ответ на вопрос, есть ли точки соприкосновения у православных и светских СМИ. Не из праздного интереса, конечно, а чтобы понять, какое завтра мы вместе сможем сформировать сегодня.

Есть проблемы

Идея проведения форума, по словам руководителя информационно-издательского отдела епархии Надежды Большаковой, возникла некоторое время назад после поездки в Москву на фестиваль православных СМИ. Пообщавшись с коллегами, наши земляки сформулировали основные проблемы, характерные нынче для церковных изданий, а также трудности взаимоотношений с «внешним миром» - в лучшем случае равнодушным к православию, в худшем - с недоброжелательным интересом следящим, что происходит за церковной оградой. Захотелось понять: как избежать этих проблем, как найти пути решения задач, которые ставит сама жизнь.

В результате в Мурманск были приглашены видные журналисты, как работающие на ниве православия, так и светские акулы пера. Чтобы услышать их мнение, собрались представители многих приходов нашей области, а также те, кто занимается или собирается заняться выпуском изданий с православной тематикой. Начало работы форума было положено в стенах областной детско-юношеской библиотеки.

- Символично, что это важное событие происходит именно в этих стенах, - подчеркнула ее директор Валентина Махаева. - У писателей и журналистов в центре внимания всегда человек.

Начало общению положил архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон.

- Средства массовой информации - это тоже поле духовной брани, здесь четко различим дух времени, - сказал архиепископ. - Какой он? Божий, Христов? «Да» не ответишь. Человеческий, искаженный грехом… А два главных источника греха - плоть и гордыня, причем гордыня имеет много образов, и бороться с ней труднее, чем с плотью. Предназначение СМИ видится в том, чтобы помочь войти человеку в полноту истинной жизни, которая со Христом.

Соблюсти баланс

Разговор о взаимодействии православных и светских СМИ очень быстро получил новое преломление: каковы сегодня отношения светских изданий и Церкви. Кстати, в этом плане опыт наших региональных, районных и городских средств массовой информации получил в целом положительную оценку. Конфликтов и непонимания, характерных для столичных изданий, в Кольском крае нет.

Как отметила Надежда Большакова, история православного Мурмана исследуется с давних пор, причем такая информация всегда находила место на печатных страницах. И первым за это нужно благодарить профессора Ивана Федоровича Ушакова, немало сделавшего для того, чтобы наша история не канула в Лету. И сегодня жизнь православных приходов находит отражение в местных газетах. Кроме того, с 1998 года издается епархиальная Миссионерская православная газета (Большакова возглавляет ее последние четыре года), и даже в ней порой можно встретить информацию за подписью светских журналистов.

Значит ли это, что все вопросы решены? Безусловно, нет. Своими размышлениями на эту тему делились с участниками форума и другие докладчики:

- Владыка говорил о том духовном поле брани, на котором мы все находимся… Конечно, не хочется быть по разные стороны баррикад этой борьбы, так где же найти точки соприкосновения? Где в бесконечной череде коммунальных и прочих житейских проблем, что ежедневно волнуют наших читателей, найти место для разговора о вечных истинах? Журналисту трудно определить этот баланс сил, тем более не будем забывать, история Мурманска и Мурмана вообще в сознании современного человека, как правило, связана исключительно с советским периодом, связь времен почти распалась.

Как отмечалось в выступлениях, поле деятельности светских СМИ в той сфере, о которой идет речь, - это вместе с Церковью работать с неподготовленной аудиторией. Это должно быть живое слово Церкви, живой голос, обращенный к душе и совести человека, который только еще интересуется вопросами веры и хочет получить откровенные ответы на актуальные жизненные вопросы.

Как у соседей?

Своим опытом поделилась и Ранди Андреассен, редактор газеты «Сёр-Варангер», что выходит у наших ближайших соседей по ту стороны норвежской границы - в Киркинесе. По ее словам, их газета - типично районная, которая старается освещать все стороны жизни своего муниципалитета. Именно поэтому очень часто на страницах издания появляются новости и репортажи о деятельности разных приходов в Киркинесе - протестантского, лютеранского, баптистского. Освещаются, конечно, и важные события православной общины Трифона Печенгского.

- Среди наших читателей практически нет тех, кто равнодушен к вопросам веры, - отметила госпожа Андреассен. - У нас не страна религиозных фанатиков, но все главные события в жизни местного населения связаны с церковью - здесь проводят конфирмацию детей, крестят, венчают, отпевают… Христианское наследие глубоко в наших корнях. Когда у нас случилась трагедия 23 июля, люди тоже пришли в церковь, в храмы своих общин, чтобы найти там поддержку, утешение, силы. И так же хорошо норвежцы чувствуют беду других, своих соседей, не остаются равнодушными свидетелями.

Так, когда мы узнали о пожаре в Трифоновом Печенгском монастыре в Печенгском районе, люди активно откликнулись. Наша газета не раз освещала ход благотворительной акции, что была объявлена тогда и не прекращается до сих пор - в муниципалитете собрано уже 126 тысяч крон на восстановление вашего монастыря.

Взаимная боязнь

Однако, как уже сказано, далеко не всегда взаимодействие Церкви и СМИ можно оценить как благостное. Обвинения в адрес светских СМИ общеизвестны, и нет нужды их повторять, тем более что никаких «разборок» на форуме и не было. Более того, даже из уст людей, максимально приближенных к Церкви, звучала мысль о том, что религиозная проповедь со страниц «обычных» газет вряд ли уместна.

- Это не их миссия, - подчеркнул заместитель редактора «Журнала Московской патриархии» Евгений Стрельчик. - Религиозная тема в светских СМИ - особый жанр. Нужен прежде всего информационный повод. На мой взгляд, движение должно быть таким: православным СМИ следует расти в профессионализме, ведь того, что ты верующий человек, вовсе не достаточно, чтобы считаться хорошим журналистом. Этого мы требуем, в частности, от сотрудников своего журнала. А светские СМИ пусть растут в понимании темы, чтобы не допускать ляпов в освещении событий церковной жизни.

Однако проблема взаимодействия, встречного движения порой более остра. Светским журналистам хочется, условно говоря, чтобы церковная ограда была не столь высока, как сейчас, а церковнослужителям зачастую хочется, чтобы она стала крепостной стеной… У меня состоялся интересный разговор с сотрудником «Московского комсомольца» Екатериной Сажневой. Я спросила, в чем коллега (Катя была приглашена, чтобы провести мастер-класс по журналистскому мастерству) видит суть проблемы, заявленной как тема форума.

- В современной Церкви нет простоты, желания понять другого, она не идет навстречу, а заставляет дотягиваться до нее, не думая о поисках общих путей, - ответила Екатерина. - На взаимодействие со светским обществом и светскими СМИ Церковь, как мне кажется, не настроена. Я не православный журналист, но на темы церковной жизни иногда пишу. Однажды даже получила приз Всероссийского конкурса за интервью со священником - это был очень живой, откровенный разговор. Насколько знаю, после этой публикации у священника были неприятности, в церковной среде его осудили.

Известный телеведущий Андрей Малахов, который принял участие в третьем, последнем, дне работы форума, прибыв в Мончегорск на встречу с молодежью, заострять тему не стал. Однако отметил, что, на его взгляд, телевидение действительно мало времени уделяет православным передачам.

- Да, в «Пусть говорят» сюжеты совсем другого плана, но таков запрос общества, людям это интересно, - пояснил Андрей, отвечая на вопрос, почему порой такие жутковатые сюжеты проходят в его передаче. - И потом, далеко не все люди, в том числе православные, соглашаются идти на контакт и говорить в нашей студии на духовные темы, хотя такие попытки мы делаем.

Начнем с себя

Кто действительно заострил тему, так это литераторы. В выступлениях петербургского писателя Николая Коняева и его московского коллеги Василия Дворцова звучали набатные нотки.

- Объем невыраженных национальных идей достиг критической точки, глухим, безъязыким молчанием почти задавив страну, - сказал, в частности, Николай Михайлович. - Сегодня мы должны совместными усилиями восстановить нравственные ориентиры, и роль СМИ в этом нельзя преуменьшать. У меня есть и конкретное предложение - ввести в СМИ жанр нравственной рецензии: давать разным значимым явлениям общественной жизни оценку с позиции христианской морали.

В необходимости смены информационного курса убежден писатель и публицист Дворцов. Он говорил о конце трехсотлетней цивилизации материализма и считает, что следующий цивилизационный строй может быть только религиозным. Большую роль при этом отводит СМИ:

- Формирование информации сегодня - это формирование нашего общего завтра. Если придет это понимание, то не будет различия между церковными и светскими средствами массовой информации.

С тем, что для общественного сознания вредно негативное информационное поле, наверное, действительно трудно спорить. Споры возможны, как кажется, вокруг другой темы: как же оно возникает, это поле? Форум подтвердил: светские СМИ твердо держатся позиции, что редакционная политика ориентируется на запросы общества. У Церкви иной взгляд: читательский вкус формируется по лекалу, предложенному масс-медиа. Разговор, в сущности, шел на эту тему. Неоднозначный и интересный разговор.

Удалось ли найти точки соприкосновения? Кажется, да. Такой точкой может стать человек. Не только читатель - как объект воздействия любого СМИ. Простите за тривиальность, но журналист тоже человек. «Начинать нужно с себя» - несколько раз прозвучало от разных участников форума. Если журналист будет искать светлые стороны в жизни и нести этот свет людям, то осветится и наше завтра.

Зоя КАБЫШ.