Первые слова, которые произнесла моя годовалая дочка были не «мама» и не «папа», а довольно сложное для ее возраста предложение: «Ахчи, брось книгу!» Мы жили в Ереване, и эту фразу она чаще всего слышала от папы-армянина («ахчи» - по-армянски девушка) в адрес русской мамы, то есть меня. Всю жизнь я читала и читаю запоем, и даже приехав на курорт, первым делом бежала не к морю, а записываться в местную библиотеку.

Впрочем, в прошлом веке многие мои соотечественники были такими. Сдавали макулатуру, чтобы приобрести популярные книги, собрания сочинений классиков выписывали приложениями к «Огоньку», даже взятки давали в те времена дефицитными книгами, хотя сейчас трудно в это поверить.

Но даже если в доме большая библиотека и все читают, значит ли это, что дети в семье полюбят книгу? Как оказалось, вовсе не обязательно. Дети, выросшие уже в компьютерную эпоху, даже в окружении книг, читают нехотя, а то, что им интересно или необходимо для учебы, предпочитают слушать в аудиозаписи с компьютера.

На межрегиональной научно-практической конференции в Мурманском государственном гуманитарном университете, посвященной проблемам современного детского чтения, ученые, педагоги и студенты, библиотекари, воспитатели детских садов, психологи и краеведы из Мурманской области, Петербурга, Архангельска, Петрозаводска обсуждали, как оторвать ребенка от компьютера и приохотить к книге. На мой взгляд, там не хватало родителей, не знающих, что делать с отпрысками, заблудившимися в Сети. Все же подобные мероприятия, как мне кажется, должны быть открытыми для всех заинтересованных лиц.

Цифры на конференции прозвучали шокирующие. Например, в 40 процентах российских семей вообще нет книг. Ни-ка-ких! Лишь третья часть молодежи называет чтение любимым занятием, а начиная с 5-6 класса наши подростки почти единодушно отказываются читать книги, и особенно русскую классику, обязательную в школьном курсе. Аргументы такие: там нет реальной жизни, теперь все не так, это не про нас.

Были у участников конференции и претензии к составителям сегодняшних учебников по литературе. Что нынче на их страницах? Детям предлагают изучать творчество Шаламова, Платонова, Набокова, Трифонова, Бондарева. Да, в свое время мы, взрослые, ими зачитывались, но стоит ли ждать этого от современных тинейджеров? Однако в учебниках нет ничего, адресованного именно подросткам. А ведь они хотят найти там ответы на волнующие их вопросы о жизни.

О трепещущем нерве современности много говорили сотрудники Мурманской областной детско-юношеской библиотеки.

- Нам, людям, связанным с книгами, приходится осознавать, что мы с каждым днем все больше и больше теряем человека читающего, - поделилась заведующая отделом новой художественной литературы Светлана Трухина. - Складывается парадоксальная ситуация: новые книги есть, а желающих их прочесть немного. Нам, библиотекарям, очень хочется узнать побольше о своих читателях. Что читают современные мальчишки и девчонки? Каких книг им не хватает? Какие темы им особенно интересны? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы изучили читательский спрос и сделали вывод: пусть не запоем, не ночь напролет с фонариком под одеялом, но юные северяне все же читают.

Библиотекари рассказали участникам конференции немало интересного: кто сегодня любимые герои у детей и подростков, какие книги у них наиболее популярны и что можно посоветовать им прочитать, как организовать работу с дошколятами в рамках проекта «Чтение - как национальная ценность» или как возобновить семейное чтение.

А тем родителям, которые, к сожалению, не смогли там побывать, можно посоветовать для начала ознакомиться с книгой замечательного французского педагога Даниэля Пеннака «Как роман». Уже с первых строк она захватывает своим добрым юмором и умными наблюдениями.

«Не дождетесь, книга не исчезнет!» - сказал как-то известный итальянский писатель Умберто Эко. Хочется верить, что не дождемся. Ведь вроде бы совсем недавно - по историческим меркам еще вчера - мы считались самой читающей нацией в мире.

Нина АНТОНЯН