Нужно ли это? И зачем? «Основы религиозной культуры как учебный курс призваны зарастить некую пропасть», - сказал не так давно профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев...

Оговоримся сразу: новая школьная дисциплина не предусматривает преподавание вероучения. А потому тем из родителей, кто хочет, чтобы их ребятишки изучали, как было встарь, слово Божие, приобщались к церковным традициям, есть смысл записать их в православную воскресную школу (кстати, их не так уж мало в регионе - 31 детская и 12 взрослых). В обычной же общеобразовательной появится новый предмет, который будет содействовать формированию у школьников осознанного нравственного поведения, основанного на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России.

Уже в последней четверти этого учебного года в четвертых классах с согласия родителей ученики смогут посещать факультативные или кружковые занятия по выбранным направлениям, которые обозначены в курсе. Он состоит из шести модулей: основы православной, мусульманской, иудейской, буддийской культур, а также основы мировых религиозных культур и светской этики. Выбирать будут родители школьников. Надо уточнить, что изучаемый материал не содержит критических оценок в адрес никаких религий и мировоззрений, а нацелен на общее знакомство с ними.

Новый курс принес и свои проблемы. Первая: где взять учителей, способных квалифицированно преподавать этот предмет? Их понадобится не так уж мало, ведь курс будут изучать в двух классах - четвертом и пятом. В Мурманске специалистов-теологов готовят в МГТУ, но достаточно ли подготовленных выпускников, чтобы заполнить новую нишу в школах, и многие ли из них пойдут туда работать? Основы религиозной культуры предстоит преподавать педагогам начальной школы, а также учителям истории и обществоведения. Но хватит ли им специальных знаний - это вопрос. И тут, думается, самое время подключиться Мурманскому областному институту повышения квалификации работников образования и культуры.

А что думают о нововведении сами педагоги, родители и служители церкви?

Елена ХАМИТОВА, заместитель по учебно-воспитательной работе мурманского лицея № 2:

- Пробное преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» началось в ряде регионов России несколько лет назад. В Мурманске ввести этот предмет было решено на базе нашего лицея и школы № 38. Мы взялись за него еще в прошлом году, поставив перед собой задачу формировать у ребенка понятия добра и зла, нравственное поведение, воспитывать чувство любви к семье и Родине, честь, совесть и так далее. Во второй половине прошлого учебного года этот предмет изучали ученики двух четвертых классов, а в конце года они выполнили творческие работы, в которых рассказали, как усвоили новые знания. Изучение курса продолжается сейчас в пятых классах, а с нового года он станет обязательным для всех четвероклассников. Подчеркну, этот курс прежде всего культуроведческий и не несет задачи изучения религий как таковых. Цель - чтобы ребята осознанно воспринимали картину многонациональности и многоконфессиальности нашей страны и в них формировалось уважительное отношение ко всем, кто живет на территории России. Отрадно, что новый предмет вовлекает в обсуждение морально-этических норм не только ребенка, но и родителей, потому что даже те презентации, которые дети делают после изучения материала, они выполняют с помощью и при участии пап и мам.

Ирина КОНОВАЛОВА, мурманчанка:

- Сама идея мне по душе. Ведь огромная часть мировой культуры построена на библейских сюжетах, зайдите в Третьяковку, обратитесь к творчеству великих русских художников. Уже одни названия картин говорят сами за себя - «Что есть истина?» и «Голгофа» Николая Ге, «Явление Христа народу» Александра Иванова, «Моление о чаше» Федора Бруни. А многочисленные Мадонны, написанные великими художниками прошлого? Конечно, без знания основ религиозных культур не может быть человека духовного, это то, что нас всех объединяет.

Детскую Библию я своим детям читала. А теперь хожу на занятия в вечернюю художественную школу и вот как раз сегодня захватила с собой детскую Библию. Одна из наших учениц, молодая девушка, накануне пожаловалась: мол, была в Эрмитаже и ничего-то там в картинах не поняла. А картины - на религиозные сюжеты. Вот прихватила с собой полезную книгу, буду просвещать взрослых. А уж детям нашим это тем более нужно.

Иерей Сергий ПОЛИВЦЕВ, настоятель Введенского храма, Мурманск:

- Сомнений в важности этого шага у меня нет. И слава Богу, что мы к этому пришли, ведь уже много лет говорим о том, что надо в школах давать основы религиозной и в основном православной культуры, поскольку у нас большая часть населения крещена именно в православную веру. Вопрос только в том, чтобы успешно воплотить идею в жизнь. Это будет не так-то легко, принимать решения всегда легче, чем их выполнять. Прежде всего для проведения уроков потребуются подготовленные специалисты в этой области. Если будет преподавать человек совершенно далекий от веры и мало знающий, то пользы детям не будет, плод от такого познания может оказаться негодным. У нас в епархии есть Свято-Феодоритовские катехизаторские курсы, есть также специальность теология в МГТУ, где выпускники получают достаточное образование для того, чтобы преподавать этот предмет. Но их мало, а школ много, и ясно, что где-то будут учить детей люди далекие от веры и малосведущие в православии.

То, что в документе министерства образования и науки по поводу введения нового курса говорится не о научении слову Божьему, а только лишь о подаче каких-то определенных поверхностных знаний о различных конфессиях - на мой взгляд, тоже ущербность. Сегодня священникам запрещено преподавать этот предмет, это передоверено светским лицам. Считаю, это неправильно: если человек сам далек от веры, то его научения могут стать пустым времяпрепровождением для учеников и у них в душе ничего не останется. Но это нововведение можно воспринимать как первый шаг к тому, что мы сможем давать нашим детям защиту от того негативного, что их окружает.

«...Если дорога не ведет к храму, зачем она нужна?» - говорится в одном хорошем старом фильме. У нас сегодня, похоже, через нее пролегла пропасть. И нельзя не согласиться с Андреем Кураевым - пришла пора зарастить эту пропасть. Может, тогда сегодняшние школьники, когда вырастут, не будут противостоять тем, кто иначе молится, ест, одевается. Научатся быть более терпимыми к тем, кто исповедует другую религию.

Нина АНТОНЯН.