«...Мой сын пошел в восьмой класс в другую школу. И вот, буквально с первого дня, упоминать стал какую-то Ритку: Ритка то сказала, Ритка это сказала, Ритка рубашку его высмеяла - теперь он ее ни за что не наденет, а мы ведь специально к школе ему купили… Где-то через неделю после начала занятий из школы стал задерживаться, учиться стал хуже. А мы на серебряную медаль рассчитывали, сын почти без четверок учился. А когда пытаемся с ним поговорить - огрызается! Не ваше, мол, дело, может, я вообще никуда поступать не собираюсь, после школы работать пойду. Мы про эту Риту учительницу спросили и совсем покой потеряли - девчонка из неблагополучной семьи, по клубам бегает, школу прогуливает… Отец тут сорвался, сказал что-то в сердцах про подружку его, так сын с ним уже неделю не разговаривает. Не знаю, что делать, очень боюсь за сына, совсем, кажется, парень голову потерял».

Надежда Н.

C подобными cитуациями встречаются практически в каждой семье. Надеемся, что советы опытного медицинского психолога из Апатитской детской поликлиники Елены БОЧКАРЕВОЙ пригодятся не только Надежде, но и многим другим родителям.

…Первая любовь для детей и подростков - волнующее, трепетное переживание, запоминающееся на всю жизнь. А для родителей, как правило, это гром среди ясного неба, полная неожиданность, испытание на прочность, к которому они никогда не успевают подготовиться: рано же, вроде, еще. Только, увы, никто пока не определил - а когда не рано?..

Современные исследования подтверждают, что большинство мальчишек и девчонок испытывают первую влюбленность в 5-6 лет! Именно в этом возрасте они начинают проявлять готовность (и способность!) к романтическим отношениям. Дети и родители встречаются с явлением, названным «детским романтизмом». В поведении девочки появляется кокетство: она часами вертится перед зеркалом, примеряет разные наряды, подбирает к ним украшения, порой украдкой позаимствованные у старшей сестры или мамы. Мальчики в этом возрасте всерьез играют роль рыцарей или суперменов. Вооружившись на случай встречи со злом, они бесстрашно защищают своих избранниц от только им ведомых врагов. Не стоит пугаться - первая любовь в этом возрасте свидетельствует, что у ребенка хорошие отношения со сверстниками и здоровый интерес к миру взрослых, откуда он и черпает образцы проявления любви.

Именно в этом возрасте, а точнее - от 5 до 8 лет, создается «любовная карта» человека, которая включает и представления о собственной сексуальной ориентации, и обобщенный идеализированный образ будущего партнера. И в целом формируется первичная оценка женско-мужских отношений по принципу «хорошо - плохо». Понятно, что «заполнению» этой карты во многом способствуют примеры из реальной жизни, окружающей ребенка. Дети во многом просто копируют отношения своих мам и пап. И способ, которым ребенок выражает свою симпатию, также основан на том, что ребенок видит в своей семье.

Любой воспитатель детского сада может рассказать, насколько по-разному дошколята проявляют свои нежные чувства друг к другу. Один мальчик свою избранницу защищает от обидчиков, старается во всем помочь, а другой - то за косичку дернет, то подножку подставит. Возможно, причина такого агрессивного поведения - в неумении проявлять симпатию, может, дома не видел ребенок, как папа ухаживает за мамой, как о ней заботится. Вот и не находит другого способа привлечь к себе драгоценное внимание понравившейся девочки.

Или другая крайность, назовем ее в отличие от «агрессивной» «любвеобильной». Симпатия тут выражается через объятия и поцелуи. И здесь необходим особый такт. Как бы нам, взрослым, ни хотелось уберечь наших детей от влияния вездесущих масс-медиа, изолировать от них детей не удается. А там нередко «преподаются» совсем недетские уроки выражения симпатии и любви. Да порой и сами родители не особо стесняются собственных детей и не слишком скрывают от них достаточно интимные формы своих отношений. Ребенок лишь слепо повторяет то, что увидел. Не стоит отчитывать или стыдить его. Как правило, достаточно объяснить, что поцелуи - это для самых любимых и близких людей, и рассказать о других, менее интимных способах выражения симпатии.

Самая распространенная реакция взрослых на появление у малыша первых нежных чувств - ирония, порой даже высмеивание: «Наш-то жених…» А чаще всего родители просто отмахиваются от первых признаний своих детей, как от чего-то глупого и не достойного внимания.

Но если в ответ на первое «люблю» в 5-6 лет родители лишь снисходительно улыбаются, то такое же признание 10-13-летнего чада вызывает у них настоящую панику. И тут уж нередко в ход идут слова хлесткие, как пощечины: «в подоле принесешь», «шалава»... Подобное сексуальное оскорбление оставляет неизгладимый след в психике ребенка и, несомненно, влияет на его взрослую жизнь. Как правило, родители наносят любимому сыну или дочери сильнейшую психологическую травму, сами не зная, к каким последствиям приведут их слова и действия. А преследуют они, на первый взгляд, благие цели - предостеречь, подготовить, рассказать, чтобы с ребенком не случилось ничего ужасного. Но сила такого воздействия не соответствует ни возрасту, ни ситуации. Если девочку, едва вступившую в подростковый возраст, начинают запугивать историями о насильниках и извращенцах, она вообще в будущем станет шарахаться от любого мужчины. И устроить свою судьбу ей будет намного сложнее. Мальчик же, услышавший оскорбления в адрес своей избранницы, самой лучшей для него, тоже от самых родных ему людей, скорее всего, запомнит этот случай на всю жизнь. И перед ним может встать трудный выбор: или не доверять своим родителям, или в будущем испытывать недоверие к женщинам в целом.

Современные Ромео и Джульетты лишь внешне сильно отличаются от тех, шекспировских: хотя и говорят по-другому, и одеваются, но в душе они испытывают те же чувства. Кто из нас до сих пор не помнит свою первую любовь, стук сердца при виде ее (его), предательский румянец на щеках, когда объект симпатий проходит мимо, внезапные немоту или заикание... Тем не менее с высоты опыта взрослого любовь подростка кажется несерьезной и глупой, лишь результатом гормонального всплеска. Эта любовь, конечно, сильно отличается от той зрелой любви, которая придет гораздо позже. Но ведь мы, взрослые, помним нашу первую любовь именно потому, что она хоть и первая, но переживается, как самая настоящая, а возможно, и много острее.

Первые любовь и разочарование - это почти что две стороны одной медали. И, если наш сын (дочь) влюбился, то нам гарантированы бессонные ночи, море переживаний, их бесконечные телефонные разговоры, внезапные слезы. Первые чувства весьма болезненны. Подростку может казаться, что «это - катастрофа», «все кончено, ведь он (она) меня не любит!». Именно в этом бушующем море страстей мы, родители, можем стать островком надежды и покоя. Мы можем, несмотря на его отторжение и собственное наше раздражение, вызванное страхом за ребенка, быть рядом, подставить плечо, выслушать, посочувствовать, утешить и полностью быть на его стороне, быть вместе.

Важно помнить и то, что подростки, как правило, обеспокоены не столько самими отношениями, сколько новыми переживаниями и эмоциями, которых до сих пор никогда не испытывали. Им сложно выдержать колоссальное напряжение неизвестных до сих пор желаний, они могут пугать, ошеломлять. И вот здесь опыт взрослого человека, который уже проходил через это смятение чувств, подростку порой жизненно необходим. Ведь на самом деле первая любовь - это проба сил на пути к взрослению. Эти отношения дают бесценный опыт общения с противоположным полом, преподают уроки заботы и терпимости.

Сегодня много спорят о причинах разводов в наши дни: может, двое оказались не готовы, может, выбирали как-то не так свою половинку... Увы, порой одной из весомых причин этих неудач становится то, что многие с юных лет не научились, как это - любить друг друга. Не смогли разглядеть за свиданиями и влюбленностью, что в отношениях важно быть друзьями, интересоваться друг другом, что это куда важнее всего остального. А перепуганные родители не смогли помочь им пережить эту бурю новых чувств, усугубив их смятение руганью и упреками, вместо того чтобы и в этой непростой для семьи ситуации быть вместе.

Подготовила Юния ВАЛАМИНА.