Как воспитывают речь

- Кирочка, что ты сейчас делаешь?

- Учусь дышать. Чтобы правильно и красиво говорить, - без единой запинки объясняет пятилетняя Кира. Трудно поверить, что сюда девочка пришла с сильным заиканием.

Мы разговариваем в Мурманском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Запястья Киры специальными датчиками подключены к ноутбуку. На мониторе же видно, как куколка превращается в бабочку. И от того, правильно или нет дышит малышка, зависит, насколько скоро и успешно пойдет этот занятный процесс. А овладевать сложной методикой правильного дыхания ей помогает педагог-психолог Елена Омельченко.

- А ты далеко живешь?

- Очень, очень далеко, - бойко отвечает девчушка. - Но мне тут нравится!

- Киру привозят на занятия из Ленинского округа, - рассказывает Елена Омельченко. - Однако родителей наших подопечных расстояния не смущают. Ведь от того, насколько хорошо ребенок будет разговаривать, зависит его успешное будущее.

...Мало кто знает, что Мерилин Монро, Уинстона Черчилля и Исаака Ньютона роднили не только мировая известность, но и то, что все они заикались. Со времен античности сложилось мнение, что заикание - это болезнь, однако все попытки ее лечить были малоэффективными. И лишь в ХХ веке появился новый раздел медицины - логопедия (с греческого - «воспитание речи»). Врачи выяснили, что причины заикания лежат очень глубоко в головном мозге, где расположены нервные центры, отвечающие за речь. И без помощи психологов здесь не обойтись. А в наши дни не обойтись и без поддержки самых современных компьютерных технологий.

Ребятишкам, страдающим заиканием, в Мурманском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции помогают комплексно. Занятие, на котором мы побывали, одновременно проводят логопед и педагог-психолог. Сначала ребята бегают и маршируют под веселую мелодию по специальным тактильным дорожкам, которые массируют активные точки стоп. Играют, распевают песенки, делают упражнения. А потом педагог-психолог ведет с каждым по отдельности еще и индивидуальные занятия с использованием уникальной компьютерной системы биологической обратной связи - БОС. Он помогает нормализовать пульс, улучшить темп и ритм речи, формирует навык релаксационного дыхания. Эта информационно-тренажерная система помогла уже многим юным мурманчанам. И многим еще поможет, ведь в Мурманске, как и во всей России, детей с неврозами, которые зачастую являются первопричиной заикания, немало.

Язык хватают на лету

Считается, что дети - стихийные полиглоты и, попав в чужую языковую среду, с лету овладевают незнакомым языком. И в общем-то, у малышей так и происходит. Но после определенного возраста ребятишкам, прибывшим с родителями из другой страны на постоянное место жительства в наш край, надо помогать. И потому очень востребованным сегодня в Мурманске стало одно из направлений работы центра ППРК - группы для детей, слабо или вовсе не владеющих русским.

- В последние годы приток мигрантов в Мурманскую область сильно увеличился, - отметила директор центра Ирина Усанова. - И в наших общеобразовательных школах все больше появляется детей из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и других стран. Эти ребята русским языком не владеют или знают всего несколько слов, порой им приходится объясняться на уровне жестов. И проблема здесь не только в обучении детей русскому языку, но и в необходимости социокультурной адаптации. Представьте себя, к примеру, в иностранном городе, где вас никто не понимает! А ведь школьникам (нашим ученикам-иммигрантам от шести до шестнадцати лет) приходится передвигаться по городу, пользоваться общественным транспортом, покупать что-то в магазинах, общаться в школах со сверстниками, педагогами. Да и просто адаптироваться среди людей с совершенно другим менталитетом. Поэтому кроме педагогов с такими детьми обязательно работают и психологи.

Интересно, что первое время на занятия с удовольствием ходят также родители, ведь и у многих из них с русским неважно. Потом у мам (обычно именно они сопровождают детей, папы работают) накапливаются свои проблемы и отрывают их от уроков. Но вот усердию и активности детей можно только позавидовать.

- Они все схватывают на лету, эти ребята! - радуется Ирина Усанова. И отмечает качества, которых порой не хватает нашим, вполне благополучным российским детям, - особое внимание на уроках, подчеркнутое, причем совершенно искреннее, уважение к педагогам, родителям, к взрослым людям вообще, трудолюбие и целеустремленность.

И еще. Хотя группы собираются интернациональные, никакого намека на распри между ребятами нет. Таджики, грузины, узбеки, армяне, киргизы одинаково охотно смеются шуткам, азартно участвуют в ролевых играх, тренингах. А главное - усердно постигают русский язык - и устный, и письменный, понимая, что он станет им помощником, возможно, на всю жизнь.

- Если раньше мы открывали только одну группу для таких детей, то сейчас у нас работают четыре для школьников и одна для малышей, - рассказала Ирина Усанова. - Но потребность в таких занятиях гораздо больше. Радует, что всего через несколько месяцев ребята, даже не владеющие русским, показывают такие успехи, что начинают уверенно общаться не только с педагогами, но и с одноклассниками. А зачастую еще и бойко переводят диалоги своих друзей или родителей с мурманчанами.

Мир спасут дети и умные взрослые

Спектр работы центра ППРК, который существует вот уже пять лет, очень широк. Сюда принимают детей от совсем малого возраста до 18 лет, которые страдают нарушениями речевого и психического развития или имеют проблемы в обучении и общении. Здесь помогают также даунятам и аутистам. Учат справляться со страхами, тревогой, агрессивностью. Причем, что немаловажно, помощь в центре, который работает под патронатом городского комитета по образованию Мурманска, оказывается бесплатно.

Работать в нем непросто. Прежде всего из-за большой ответственности за судьбы детей. Скажем, если территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая действует здесь, даст неверную рекомендацию ребенку, в каком заведении ему обучаться - общеобразовательном или коррекционном, вся его дальнейшая жизнь и судьба могут пойти совсем по иному - нерадостному - руслу. А как сложна работа в отделе по сопровождению приемных семей, где воспитываются сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей! Эти ребятишки, болезненно пережившие ощущение собственной брошенности и ненужности, нередко успели обзавестись колючками. Найти с ними общий язык бывает сложно. Проблемы возникают часто, причем многие требуют срочного решения. Не случайно и рабочие, и мобильные телефоны специалистов, курирующих такие семьи, их подопечные знают наизусть. И звонить хоть опекун, хоть ребенок своим педагогам-психологам могут практически в любое время. Даже ночью - в случае нештатной ситуации, к примеру. Их всегда выслушают и дадут профессиональный совет, как разрулить сложную жизненную проблему.

- Естественно, у всех сотрудников центра высшее образование. А у некоторых и не по одному, - подчеркнула заместитель директора Татьяна Шистерова. - Впрочем, нашей профессиональной учебе практически нет конца: сотрудники постоянно проходят курсы усовершенствования. Конечно, нашим педагогам-психологам, дефектологам, логопедам, социальным педагогам приходится очень непросто. Но добрую, теплую атмосферу в центре мы просто обязаны поддерживать. Ведь люди к нам приходят в самые трудные моменты, когда теряются от обилия проблем и просто не знают, что делать. И тут наши сотрудники порой становятся своеобразной скорой помощью. Психологической.

Совсем недавно сотрудники центра побывали на конференции общественного благотворительного фонда «Родительский мост» в Санкт-Петербурге. Почерпнули там много нового и полезного, в частности, из лекций известного в России семейного психолога Людмилы Петрановской.

«Знаете, как отличить советского (постсоветского) родителя в толпе родителей прочих? Если его ребенок спотыкается и падает, на него сначала орут. Потом могут и пожалеть, особенно если сильно ударился и горько плачет. А могут и нет, могут продолжать ругать и вопрошать: «Нет, я тебе говорила, чтобы под ноги смотрел? Говорила или нет?!» Но первая импульсивная реакция - рявкнуть, дернуть, зашипеть. И даже отряхивают так, словно хотят побольнее ударить...»

Это отрывок из книги психолога Петрановской. Прочитать бы ее работы не только коллегам-профессионалам, но и нам - родителям. Очень полезно. Но таких книг на наших полках, как правило, нет, а вот мам и пап, которые просто не знают, как общаться с детьми и понимать их, вокруг становится все больше. И вот тут, чтобы не усугублять взаимный с ребенком стресс от непонимания и обид, в самый раз обратиться за консультацией в Мурманский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Там, где все настроено на диалог, помогут.

Не случайно даже актовый зал в центре директор Ирина Усанова собирается переделать. Раньше в этом здании располагался лицей, и с тех пор остался лекционный зал со строгими - лесенкой - рядами.

- Это мы уберем, - показывает на них Ирина Усанова. - Нам не нужна лекция, нам нужна беседа - душевная и доверительная. Здесь стулья будут стоять в кружок. Чтобы можно было заниматься тренингами, беседовать начистоту, по душам. То есть объединить людей, а не разъединить их.

Не так давно педагоги-психологи Мурманского ЦППРК получили золотую медаль на всероссийском конкурсе «Росточек. Мир спасут дети» - за разработанные ими оригинальные авторские программы реабилитации детей с проблемами психического и личностного развития. Награда престижная и приятная. Но, думается, мир спасут не только дети, но и взрослые, призванные этим детям помогать. И не устающие это делать изо дня в день.

Фото:
Наталья Кулачкова учит говорить по-русски самых маленьких мигрантов.
Фото:
Нина АНТОНЯН.